Проект в ДОУ «Здоровье детей в наших руках. Проект "азбука здоровья" Проектная деятельность по здоровью в детском саду

Семья Огородниковых – мама Анна Владимировна и сын Ярослав (воспитанник подготовительной группы МБДОУ д/с №38)

2014г.

Тема проекта : «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!!!»

Вид проекта : информационный, долгосрочный, развивающий.

Области проекта : здоровье и физическая культура.

Актуальность: В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей. Основная цель – снижение заболеваемости. От состояния здоровья в первую очередь зави сит возможность овладения ребенком всеми умениями и навыками, которые ему прививаются дома, в детском саду и которые ему необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо сформировать у ребенка разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника. Она зависит от организации его физического развития, от уровня подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения).

Цель проекта:

    Повышение теоретических знаний и практических навыков ребенка по формированию собственного здоровья;

    Формирование интегрированных связей между двигательной, интеллектуальной, коммуникативной способностями;

    Создание здоровьесберегающей среды, снижение частоты заболеваний в зимний и весенний период;

Достижение поставленных целей возможно, если решить следующие задачи:

    Познакомить ребенка с основными факторами, влияющими на здоровье;

    Создать условия для сохранения и укрепления здоровья;

    Формировать понимание у ребенка необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни;

    Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;

Принципы проекта

принцип разностороннего развития личности

активизация мыслительной деятельности, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения.

— принцип гуманизации

физкультурно-оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка.

принцип индивидуальности

обеспечение здорового образа жизни ребенка с учетом его здоровья, интереса, подбор оптимальной физической нагрузки.

принцип цикличности и систематичности

постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности.

принцип оздоровительный

обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности.

Проект реализуется по двум направлениям:

    Совместная деятельность: ребенок и родители.

    Индивидуальная исследовательская деятельность ребенка.

Формы работы с детьми:

— гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;

— утренняя гимнастика, гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе), самомассаж, зарядка для глаз;

— занятия по физической культуре в доме и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями подарками);

— оздоровительный бег, босохождение;

— бодрящая гимнастика (включающая корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж);

— закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, солнечные ванны);

— чесночно-луковая ингаляция;

— массаж;

рациональное питание;

— беседы: «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»;

— рассматривание иллюстраций, фотографий о спорте;

— заучивание пословиц, поговорок о здоровье;

— чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», С.Михалков «Прививка», «Про девочку, которая плохо кушала», «Про мимозу», «Припп», «У меня опять 36,5», Г.Остер «Петька-микроб» и др.;

Ожидаемые результаты:

    осознание ребенком необходимости ведения здорового образа жизни;

    овладение навыками самооздоровления;

    повышение ответственности за свое здоровье.

    • снижение заболеваемости, повышение двигательной активности и физической подготовленности;

      формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков.

Этапы работы над проектом

Этапы проекта

Деятельность родителей

Деятельность ребенка

1 этап

Подготовительный

1. Выявление уровня знаний родителей и их готовности для работы над проектом

2. Создание творческой группы (мама, папа, сын).

3. Определение критериев, этапов и продолжительности

4. Подбор материалов, литературы по данной теме

5. Составление плана работы

Вхождение в проблему
2 этап

Практический

1. Формы и методы работы родителей:
  • пополнению наглядного материала о ЗОЖ;
  • приобретение необходимых для реализации предметов и оборудования.

2. Формы и методы работы с ребенком:

  • чтение научной литературы по данной теме, беседы, чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», С.Михалков «Прививка».
  • занятия по физической культуре в доме и на свежем воздухе
  • закаливающие процедуры: обливание, контрастный душ, растирание и др.
Участие ребенка в подготовке, формирование предпосылок в его самостоятельной поисковой деятельности, формирование устойчивого интереса к занятиям физкультурой.
3 этап

Итоговый

1. Отслеживание результатов работы.

2. Организация фотогалереи.

1. Приобретение новых знаний, умений, навыков.

2. Разрешение проблемы.

3. Получение кубка здоровья и медали долголетия.


Следует, ребята, знать Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться– На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться, И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги, С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень, С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты, Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда, Витаминами полна!

На прогулку выходи, Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе: Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось: Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора. Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы, В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить. Научись его ценить!


Начинай новую жизнь не с понедельника,

а с утренней зарядки.

«Ведем здоровый образ жизни!!»


Кто спортом занимается, тот силы набирается!

Кто любит спорт, тот здоров и бодр.



И смекалка нужна, и закалка важна!

«Закаляй свое тело с пользой для дела.
Холода не бойся, сам по пояс мойся!»

«Олимпийские надежды!!!»

Со спортом не дружишь – не раз о том потужишь!!!



ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Готовимся к оздоровлению

Не секрет, что зимой дети очень часто болеют, что отрицательно сказывается на иммунитете, приходится укреплять иммунитет ребенка. В весенний период целесообразно начать его укрепление с помощью витаминных комплексов, сборов на основе лекарственных трав и капсул рыбьего жира. Назначение каждого из этих средств нуждается в предварительной педиатрической консультации, поскольку существует риск преувеличить дозу, что может губительно отразиться на детском здоровье. Как правило, витамины назначают детям после первого года жизни, часто болеющим, после длительной интоксикации, антибиотической терапии и т.д. Травяные сборы также очень эффективны для стимуляции иммунитета, особенно сильны иммуномодулирующие комплексы на основе такого лекарственного растения, как эхинацея. Только длительное систематическое применение в течение двух-трех недель гарантирует положительный результат.

Целительный сон

Сон благотворно влияет на организм, даруя отдых, а с ним и оздоровление в домашних условиях. Ученые доказали, что физиологическое укрепление иммунитета во сне происходит на порядок быстрее, чем в период бодрствования. Следовательно, очень важно соблюдать режим сна, рекомендованный ребенку в определенном возрасте. Младенцы до четырехмесячного возраста спят в среднем семь-восемь часов днем и семь-восемь ночью. Далее до достижения восьмимесячного возраста – максимум пять днем и приблизительно девять-десять ночью. С года количество часов дневного сна снижается до четырех, а ночной увеличивается до двенадцати. После двух лет ребенок переходит на одноразовый одно- или двухчасовой дневной и одиннадцатичасовой ночной сон.

Продукты для оздоровления организма ребенка

Весеннее меню обязано удовлетворять возросшие потребности малыша в витаминах и питательных веществах, что даст ребенку энергетический заряд и усилит здоровье.Овощные и фруктовые блюда должны быть в рационе непременно, пусть даже в виде детских консервов. Весной появляются первые свежие овощи, которые надо приобретать только в специально оборудованных магазинах, имеющих все необходимые сертификаты соответствия и качества. К тому же, можно вырастить свою зелень, что даст вам гарантию, что это экологически чистый продукт, который не только не принесет вреда вашему крохе, но и обеспечит его нужными витаминами и микроэлементами в домашних условиях.

Идеальный весенний рацион ребенка включает:

Мясные продукты

    50 г в день или через день, причем мясо должно быть разнообразным: говядина, свинина, птица (курица, индейка).

Рыбные блюда

    Рыбные блюда включают в меню минимум один раз в неделю. В рационе малыша лучше использовать преимущественно морскую рыбу, богатую очень полезными омега кислотами.

Белок и желток яйца

    Эти продукты допустимы в рационе ребенка до четырех раз в неделю.

Чтобы удовлетворить растущие энергозатраты ребенка и, следовательно, способствовать оздоровлению организма, питание должно быть по режиму и порционно сбалансировано (порция ребенка не должна быть равна порции взрослого человека).

Результат проекта:

Проект реализовал поставленные задачи. Ребенок получил новые и расширил уже имеющиеся знания, заинтересовался сбережением своего здоровья, повышением физподготовки. Частота заболеваний в данный зимне-весенний период снизилась, по сравнению с предыдущим сезоном.

Выводы:

    У ребенка сформировались практические знания и навыки по формированию здорового образа жизни.

    Ребенок демонстрирует умения использовать подвижные игры в самостоятельной деятельности.

    Снизилась заболеваемость.

    Глубокая личная включенность в проектную деятельность дала толчок творческому саморазвитию, повысила интерес ребенка к саморазвитию.

    Повысилась моя грамотность в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольника.

    Обогатился совместный эмоциональный опыт членов нашей семьи.

    Деятельность данного проекта будет продолжена.

    Литература:

Букварь здоровья /Л.В. Баль, В.В. Ветрова, 1995 г

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие /Э.Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г./

Обсуждение закрыто.

Анна Панкова
Проектная деятельность «За здоровьем в детский сад»

Актуальность.

В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки, росте внутрисемейной напряженности проблема здоровья ребенка наиболее актуальна. Для того, чтобы ребенок стал физически, психологически и социально здоровой личностью нужно объединить усилия как педагога и специалистов ДОУ, так и родителей. Не следует забывать, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек здорового образа жизни . Детей с раннего возраста необходимо приучать соблюдать элементарные культурно гигиенические навыки, формировать привычку заботится о своем здоровье . От состояния здоровья зависит возможность овладения детьми всеми умениями, которые необходимы им для эффективного обучения. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие. Педагогам необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста. Надо учитывать возрастные, психологические особенности детей, создавать благоприятные гигиенические условия, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности . Необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей воспитанников.

Учитывая важность, заложенного в детстве фундамента здоровья и был разработан проект "За здоровьем в детский сад ". Буду рада, если данный материал пригодится кому-нибудь в работе. Заранее благодарю за внимание и отзывы.

Формирование у детей правильного отношения к своему здоровью . Создание дружеской атмосферы сотрудничества между ребенком и воспитателем и родителем, создание здоровьесберегающего пространства . Сохранять и укреплять здоровье .

Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье , беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни .

Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.

Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников .

Провести цикл мероприятий направленных на укрепление здоровья ребенка .

Подготовить совместно с родителями нетрадиционное оборудование для спортивного уголка.

Тип проекта : информационно-творческий, долгосрочный.

Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования, медицинские работники.

Продукт проекта : изготовление, совместно с родителями, нетрадиционного физкультурного оборудования.

Ожидаемые результаты :

Укрепление здоровья , снижение заболеваемости у детей, посещающих детский сад .

Увлечение детей спортивными и подвижными играми.

Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка .

Улучшение здоровьесберегающей среды , обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в детском саду .

Реализации проекта .

Для реализации задач, намеченных проектом , в ДОУ созданы следующие условия : на территории детского сада имеется «экологическая тропа» , где дети отдыхают, проводятся экологические занятия, праздники в увлекательной форме, экологические развлечения.

В детском саду имеется спортивный зал, который оборудован необходимым инвентарём : мягконабивной спортивный комплекс, маты, несколько гимнастических скамеек, гимнастические стенки, наклонные доски, ребристые доски, лестницы для перешагивания и развития равновесия, массажные коврики для профилактики плоскостопия, массажеры для стоп, оборудование для вестибулярного аппарата («диски здоровья » , лыжи, мячи, обручи, мешочки с песком, канаты, кегли и другое необходимое оборудование. Также имеется тренажерный зал и зал для музыкальных занятий. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей. В средней группе имеется спортивный уголок, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов.

Подготовительный процесс к реализации проекта был длительным и основательным. Прежде всего, педагог должен быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения . Воспитатель должен уметь : анализировать педагогическую ситуацию в условиях здоровьесбережения ; владеть основами здорового образа жизни ; устанавливать контакт с коллективом детей; моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления ; личным примером учить детей заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих людей .

Для работы по укреплению здоровья детей наш творческий коллектив определил задачи и способы их реализации, была подобрана и изучена методическая литература, подобран материал по данной теме, проведены беседы с родителями, просмотрен видеоматериал.

В рамках реализации проекта перед нами стояла задача, прежде всего, сохранять и укреплять здоровье детей , воспитывать их сильными и выносливыми. Двигательная активность детей способствует выполнению данных задач.

Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. При проведении занятий мы использовали как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий : сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, и др.

Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. В работе мы использовали принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.

Время прогулки на свежем воздухе – одно из самых любимых у детей в детском саду . Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма . Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Прогулки позволяют малышам вдохнуть глоток свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Прогулки повышают сопротивляемость организма ребенка инфекционным и простудным заболеваниям. Движения необходимы для растущего организма, их недостаток вызывает у дошкольника задержку роста, умственного и физического развития, поэтому подвижные игры на свежем воздухе неотъемлемая часть нашей работы.

В реализации проектной деятельности мы использовали не только подвижные игры, но и пальчиковые гимнастики, которые очень нравятся деткам : «Большая стирка» , «Пирожки» , «Овощи» , «Утро раннее настало» , «Оладушки» и т. д. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение, но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно - от движений пальцев рук. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

В рамках реализации проекта мы с ребятишками совершили увлекательную экскурсию в медицинский кабинет! Малыши у нас очень любознательные и они с удовольствием отправились в медицинский кабинет, но не лечиться, а узнать изнутри о работе доктора и медицинской сестры. В кабинете нас приветливо встретила медсестра, которая с удовольствием нам с детьми рассказывала о своей работе, не оставляя без внимания наши вопросы! Так же дети узнали как и зачем составляется меню и получили ответы на многие другие вопросы. Затем Мы отправились дальше изучать медицинский блок, который состоит из 3х кабинетов. Ребята побывали в процедурном кабинете, познакомились с "большими" весами и просто "огромным" ростомером). После того, как наша экскурсия подошла к концу- мы вернулись в свою группу, но дети еще долго обсуждали "необычную кровать", стоящую в процедурном кабинете и огромное количество разных баночек, стоящих в шкафчике! В общем- впечатлений ребята получили массу!

Наиболее эффективными формами оздоровления являются игры подвижные, настольные и ролевые. Большинство из взрослых недооценивают детские игры , считают их незначительной забавой. Они считают, что лучше, если дети будут заниматься в различных кружках или секциях – по их мнению, эти занятия гораздо полезнее. Дорогие взрослые, не лишайте детей игр, предоставьте им время и место, нужные материалы для игры – помните, дети через игру познают мир, а главное обретает духовное и физическое развитие.

Сегодня практически каждый человек знает, что массаж полезен как

для повышения общего тонуса организма, так и для профилактики различных заболеваний. Массаж ног имеет особое значение, ведь на поверхности человеческой стопы расположено огромное количество активных точек.

К сожалению, сегодня очень часто встречаются малыши с проблемами плоскостопия и косолапия. Эти дефекты развития стопы появляются по разным причинам, но чаще всего при помощи своевременно начатого массажа их можно сгладить или вообще предотвратить. Поэтому данный вид массажа включен в реализацию проекта .

С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

Благодаря данному проекту поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду .

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер .

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно.

Большое значении в проекте уделяется закаливающим процедурам. Закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах, постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.

Здоровое питание играет главнейшую роль в развитии ребенка, так как от него напрямую зависит, сколько малыш получит разнообразных витаминов и микроэлементов, которые играют первостепенную роль в росте малыша, в его умственном и физическом развитии. Питание детей в детском саду определено нормами, специально установленными для детей. Меню составляется на неделю, учитывается то, что в совокупности все блюда с меню должны дать малышу весь объем микроэлементов и полезных веществ, что ему необходимы. Детское питание продумывается поварами до мельчайших подробностей, и контроль за качеством приготовленной еды и ее вкусовыми характеристиками постоянно осуществляется медработником. В нашем детском саду работает медсестра, она ежедневно проверяет качество пищи. В детском ежедневном рационе не повторяются одинаковые продукты, а рыба малышам дается раз в неделю. Меню детского сада обязательно состоит из кисломолочных продуктов, яиц, мяса, круп, овощей и фруктов.

В детском саду ежедневно проводятся подвижные занятия : музыкальные и физкультурные. На прогулке с детьми проводятся спортивные игры. Это все организованные виды активной деятельности . Но в силу своей подвижности дошкольники и самостоятельно организуют физкультурную деятельность . Специальные приспособления для нее находятся в спортивном уголке.

Спортивный уголок создавался совместными усилиями воспитателя и родителей

Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья . Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм.

Раота по проекту является комплексной и включает разные виды детской деятельности : познавательно-речевая, изобразительная, ручной труд, театрализованная, игровая, физическая.

Родители детей смогли получить консультации специалистов : по физическому развитию и воспитанию, по развитию индивидуальных способностей, созданию благоприятного психологического климата для развития ребенка,по вопросам укрепления здоровья и закаливания у воспитателя, медицинского работника и инструктора по физической культуре.

Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках ("Движение- основа здоровья ", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т. д.).

Проблемы физического воспитания детей решаются в тесном контакте с семьей. Для этого мы используем следующие методы работы : анкетирование (с целью изучения потребностей родителей по вопросам физического воспитания детей); индивидуальные беседы, консультации.

А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится неделя здоровья , где дети принимают участие в "Весёлых стартах", и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я - спортивная семья".

Итоговым продуктом данного проекта явилось изготовление совместно с родителями и детьми нетрадиционного спортивного оборудования из бросового материала для оснащения спортивного уголка группы.

Свои знания, полученные в рамках реализации проекта , дети отразили в рисунках. Лучшие работы ДОУ выставил на городской конкурс и всероссийский конкурс.

Родители воспитанников приняли активное участие в реализации проекта . Реализация задуманных целей дала детям и педагогам заряд бодрости, оптимизма и хорошего настроения!

Хочется пожелать всем – ребятам, родителям, педагогам :

Нет здоровья без движенья , -

Это скажет вам любой.

Занимайтесь с наслажденьем

Спортом, танцами, ходьбой!

Иванова Галина
Проект «О здоровье всерьез»

Проект старшей группы

«О здоровье всерьез »

Цель :

Охрана и укрепление здоровья детей , их приобщение к ценностям здорового образа жизни .

Задачи :

Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье , беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни .

Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.

Воспитание самостоятельности в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащение представлений детей о гигиенической культуре;

Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников .

Девиз проекта : «Жить здоровым – здорово

Условия реализации проекта :

1. Реализация здоровье сберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;

2. Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;

3. Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;

Актуальность проблемы.

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных задач развития страны.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье , привычка к здоровому образу жизни , общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей , оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности .

Оснований модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее :

1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих ;

2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает :

Знание правил гигиены и ухода за своим телом;

Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни ;

Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности

Cроки реализации проекта : один месяц

Этапы реализации проекта :

1 этап - подготовительный :

Сбор и анализ литературы по данной теме

Беседа «Что я знаю о здоровом образе жизни »

Ознакомление детей и родителей с целью проекта

Беседа с детьми :

«Что такое здоровье » ,

«Полезная пища» ,

Составление плана работы

Разработка содержания проекта

Определение цели и задач проекта .

Создание необходимых условий для реализации проекта (оформление предметно развивающей среды в группе, изготовление игр, атрибутов, подбор и оформление дидактического материала, пособий)

Сбор информации.

Изучение научно-методической литературы по проблеме :

Новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей ;

Подбор новых более эффективных форм работы с родителями.

2 этап - прогностический :

Цель : Введение здоровье сберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс.

Задачи :

1. Подобрать формы и методы оздоровления детей .

2. Подобрать комплекс оздоровительных мероприятий для возможной реализации в группе.

3 этап – практический

Цель : Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей .

Задачи :

1. Создать и поддержать условия для работы педагогов;

2. Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни .

3. Ввести в систему воспитательно-образовательного процесса здоровье сберегающие компоненты – дыхательные упражнения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, релаксация,психогимнастика, самомассаж, речь с движением, лечебная гимнастика для детей с плоскостопием, артикуляционная гимнастика, подвижные игры, игры–эстафеты, дидактические игры, закаливающие мероприятия.

4 этап- заключительный

Цель : Совершенствование результатов проекта .

Задачи :

Содействовать развитию физических, познавательных, музыкальных возможностей детей;

Развивать познавательную активность детей;

Активно вовлекать в работу родителей по воспитанию и формированию основ ЗОЖ.

Формы и методы оздоровления детей

1. Обеспечение здорового ритма жизни - создание комфортной обстановки в группе

2. Физические упражнения - утренняя гимнастика

Подвижные игры

Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, зрения, профилактика плоскостопия) ;

Спортивные игры;

Игры – эстафеты;

Физкультминутки;

- оздоровительный бег ;

Прогулки, походы;

Гимнастика пробуждения

3. Гигиенические и водные процедуры - обливание;

Мытье рук и лица;

Игры с водой;

Обеспечение чистоты среды;

4. Воздушные ванны - проветривание помещений;

Сон при открытых фрамугах;

Прогулки на свежем воздухе;

Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

Контрастные воздушные ванны.

5. Закаливание

Ходьба босиком;

Точечный массаж;

Самомассаж

Обширное умывание;

Полоскание горла;

6. Активный отдых - физкультурно-спортивные и музыкально-спортивные праздники;

Дни здоровья ;

Физкультурные досуги и развлечения

Работа с детьми :

Ежедневная профилактическая работа : профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения, точечный массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, речь с движением,).

Гимнастика пробуждения.

Беседы :

«Чтоб здоровым быть всегда , нужно спортом заниматься!» ,

«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу » ,

«Здоровая полноценная пища » .

«Строение тела человека» ,

"Беседа о здоровье , о чистоте"

Решение, проблемной ситуации «В нашей группе больной» - учить объяснять сверстникам и младшим детям способы выполнения основных гигиенических процедур, убеждать в необходимости здорового образа жизни ; Выставка рисунков «Я учусь быть здоровым » .

Театрализованная деятельность : «Чистота-залог здоровья »

Дидактические игры : «Овощи - фрукты» , «Узнай на ощупь» , «Узнай по запаху» , «Узнай по вкусу» на развитие тактильно-вкусовых ощущений, «Что полезно и что вредно для зубов?» , «Подбери зубную щетку к стаканчику» , «Что лишнее?» , «Что одеть на улицу» , «Одень куклу на прогулку» «Угадай чей голос» «Орёл и крот» «Можно – нельзя» «Полезно – вредно» «Чудесный мешочек»

Сюжетно-ролевые игры : «Больница» (врач – пациент, врач проверяет шофера перед поездкой, «Телефонный разговор» (вызов «Скорой помощи» , «Кукла заболела» (воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному, «Магазин» (покупаем продукты, полезные для здоровья ) .

Чтение художественной литературы

Г. Х. Андерсен «Снежная королева» .

Ю. Прокопович «Зачем носик малышам»

Сказка С. Михалкова «Как медведь трубку нашёл» .

Стихи Э. Мошковской.

К. Чуковский «Мойдодыр» .

Загадки и пословицы.

Экскурсия в медицинский кабинет.

Рассматривание пособий «Тело человека» , «Органы дыхания» , «Органы зрения» , «Строение уха» .

Цикл занятий «Помощники человека – органы чувств» .

«Как мы дышим» «Чистота-залог здоровья » «Ослепительная улыбка на всю жизнь»

Работа с родителями :

Альбомы о спорте, консультации : «Профилактика инфекционных заболеваний» ,

Игры и упражнения для физического здоровья .

Плакат «Витамины всем нужны, витамины всем важны» ,

Анкетирование «Какое место занимает физкультура в вашей семье» , «Физическое воспитание в семье» .

Консультации (Воспитание здорового ребёнка , памятки, рекомендации) .

Индивидуальные проекты – презентации «Как я забочусь о здоровье своего ребенка » , «Любимое полезное блюдо моей семьи» .

Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми,

Ширма «Здоровье ребёнка »

Результат проекта :

Театрализованная деятельность. Театрализованное представление «Чистота- залог здоровья » для детей средней группы и родителей.

Проект «О здоровье всерьез » реализовал поставленные задачи. У детей нашей группы, имеется представление о том, что такое здоровье и как его поддержать. Так же знают о внешних особенностях строения человека, о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье . Умеют обслужить себя, владеют элементарными навыками личной гигиены, культурой приема пищи. Любят заниматься физическими упражнениями, утренней гимнастикой. Дети знакомы с правилами личной безопасности в быту, умеют применять полученные знания в игровых ситуациях. Родители стараются по возможности активно организовывать отдых детей, используя подвижные игры, а так же спортивные игры во время прогулок.

"Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".

В .А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на решение множества задач, одной из них является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Дошкольный возраст самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек здорового образа жизни.

В детском саду следует воспитывать у ребенка привычку к соблюдению режима дня, чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению культурно-гигиеническими навыками, вырабатывать привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности, углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние собственного здоровья и здоровья окружающих.

Внедрение исследовательских методов в образовательный процесс – это один из основных путей познания, наиболее соответствующий природе ребёнка и современным задачам его развития. Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» . Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поэтому, одним из важных направлений по формированию здорового образа жизни является экспериментально– исследовательская деятельность, в ходе которой дети учатся проводить самостоятельные и совместно с педагогом исследования, собирать доступную информацию об объекте исследования, решать проблемы, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы. Экспериментально – исследовательская деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Помочь детям узнавать и учиться понимать значимость для жизни человека здоровья стало причиной создания проекта «Где прячется здоровье?».

Проект направлен на формирование здорового образа жизни с использованием исследовательской деятельности, наблюдений, познавательных и продуктивных занятий, игровых и проблемных ситуаций, игр.

Цель проекта :

Формирование у детей основ здорового образа жизни, осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих через экспериментально – исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

  • Обеспечить детей необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье путём исследовательских действий и экспериментирования, учить находить разные способы решения одной задачи.
  • Активизировать желание детей искать пути разрешения проблемных ситуаций.
  • Продолжать формировать у детей позиции признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
  • Расширять знания и навыки по гигиенической культуре. Воспитывать привычку сохранять правильную осанку.
  • Формировать знания о здоровых и вредных продуктах питания.
  • Прививать интерес, желание к физкультуре и спорту.
  • Расширять знания о влиянии закаливания на здоровье человека.
  • Способствовать сплочению детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

Гипотеза: Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если детям будут созданы условия для исследовательской деятельности, как самостоятельной, так и совместной с педагогом;

если цель и задачи будут решаться через экспериментально – исследовательскую деятельность.

Реализация проекта : Ноябрь – апрель.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Участники проекта :

Воспитатели, дети, родители

Формы работы с детьми:

  • Экспериментально – исследовательская деятельность.
  • Экскурсии, ситуации проблемного характера.
  • НОД познавательного цикла, чтение художественной литературы, рассматривание энциклопедий, иллюстраций, инсценировки, просмотр презентаций по теме;
  • НОД продуктивного цикла: аппликация, лепка, рисование;
  • Игровая деятельность: подвижные, дидактические игры, игровые ситуации.

Работа с родителями:

  • Консультации: «Одежда и здоровье детей», «Как научить ребёнка чистить зубы», «За здоровьем всей семьёй».
  • Изготовление макета Мойдодыра.
  • Создание книги «Здоровая пища. Полезные рецепты».
  • Спортивно – развлекательное мероприятие «Путешествие в страну Здоровья».

Ресурсное обеспечение проекта:

1.Предметно – развивающая мини - среда, стимулирующая исследовательскую и познавательную деятельность.

2.Физкультурный уголок.

3. Спортивный зал.
4. Спортивный участок на территории МАДОУ.
5. Физкультурное оборудование, спортивный инвентарь.
6. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, схемы бесед, занятий, сценарии спортивных развлечений и т.д.).
7. Подборка методической литературы.

1этап – подготовительный:

  • Изучение новых здоровьесберегающих технологий.
  • Диагностирование детей по теме здорового образа жизни
  • Перспективное планирование работы с детьми, родителями.
  • Обогащение предметно-развивающей среды дидактическим материалом, оборудованием для экспериментально – исследовательской деятельности.
  • Мотивация родителей на активное отношение к сотрудничеству.

2 этап – практический:

Цель: привить детям и родителям практические навыки укрепления и сохранения здоровья, сформировать потребность в здоровом образе жизни /в том числе через экспериментально – исследовательскую деятельность/, повысить уровень оздоровительной работы в детском саду и в семье.

  • Проведение цикла тематических мероприятий;
  • Организация целенаправленной просветительской, консультативной деятельности с родителями по вопросам развития у детей знаний по ЗОЖ через исследовательскую деятельность.

3 этап – заключительный:

  • Проведение спортивного – развлекательного мероприятия «Путешествие в страну Здоровья».
  • Фотовыставка «В здоровом теле – здоровый дух», изготовление книги «Полезные рецепты».
  • Выставка детских рисунков, взросло-детских плакатов, брошюр на тему: «Мы здоровью скажем ДА!»

Продукт проектной деятельности :

  1. План реализации проекта «Где прячется здоровье?»
  2. Подборка дидактических игр; художественной литературы, загадок, пословиц;
  3. Выставка детских рисунков: «Друзья Мойдодыра», «Зубная щётка – лучший друг всех зубов», «Правила, которые мы не будем забывать»;
  4. Выставка взросло-детских плакатов на тему «Мы здоровью скажем ДА!»; книга «Полезные рецепты»;
  5. Сценарий спортивного – развлекательного мероприятия «Путешествие в страну Здоровья»;
  6. Информационный материал для родителей «ЗОЖ в семье – залог здорового ребёнка», «За здоровьем всей семьёй».

Результат проекта:

Для детей:

1.Овладение исследовательскими умениями и навыками; развитие познавательного интереса;

2.Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;

3.Воспитание культурно – гигиенических навыков в соответствии с возрастом;

4.Формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни.

5.Улучшение соматических показателей здоровья;

6. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей;
2. Педагогическая, психологическая помощь;
3. Повышение уровня комфортности.

Для педагогов:

1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
3. Личностный и профессиональный рост;
4. Самореализация;
5. Моральное удовлетворение.

Перспективный план.

Тема

Цели и задачи

«Где прячется

здоровье?»

Продолжать работу по укреплению здоровья детей.

Формировать основы знаний и навыков здорового образа жизни, безопасного поведения в быту, социуме, природе через экспериментально-исследовательскую деятельность.

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Продолжать формировать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья.

Развивать речь, коммуникативные способности.

Обратить внимание родителей на то, что по сезону и погоде одетый ребёнок в меньшей степени подвержен простудным заболеваниям.

Исследовательская деятельность «Что такое здоровье и как его беречь», «Я и моё тело», «Здоровый человек – это хорошо или плохо?»

Экскурсия в медицинский кабинет, размышления на тему: «Как не заболеть?»

Дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Разложи картинки правильно», «Можно - нельзя», «Опасно – не опасно», «Светофор», «Выложи пешеходную дорожку» и др.

Чтение: С. Семёнов «Как стать неболейкой», С. Михалков «Про мимозу». Чтение и заучивание стихотворения «Два друга»

Рассматривание и решение ситуаций «Буду ли я здоров, если не буду соблюдать правила безопасности?»

Сюжетно-ролевые игры: «Поликлиника», «Больница», «Путешествие в страну Здоровья».

Пословицы, загадки на тему здорового образа жизни.

Исследовательская деятельность «Что вы чувствуете?» Слушание музыки, звуков природы для улучшения состояния здоровья.

Драматизация отрывка из сказки «Айболит»

Поход в парк. Подвижные игры, игры-соревнования: «Зайцы и волк», «Бабочки, лягушки, цапли» и др.; «Самый быстрый», «Самый меткий», «Самый ловкий».

Консультация для родителей: "Одежда и здоровье детей».

«Друзья Мойдодыра».

Формировать у детей культурно – гигиенические знания, умения, навыки.

Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

Формировать представления детей, что большинство заболеваний носит инфекционный характер, разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней.

Закреплять умение детей ухаживать за зубами.

Приобщать детей к здоровому образу жизни.

Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

Развивать мышление, внимание, речь.

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов по данному проекту.

НОД (Коммуникация, познание) «Чистота – залог здоровья».

Познавательно – экспериментальная деятельность по темам: «Приключения в королевстве микробов», «Расчёска – наш друг», Королева – Зубная щётка».

Решение проблемных ситуаций: «Что случилось с куклами?», «Зачем Пете нужен носовой платок?», «Исчезла вода».

Опыты с водой, мылом.

«Дидактические игры: «Разложи картинки правильно», «Что сначала, а что потом?», «Что лишнее?», «Выбери нужное», «Поможем игрушкам стать аккуратными».

Чтение художественной литературы: А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Федорино горе».

Работа с иллюстрациями по книге К.Люцис «Азбука здоровья» по теме «Чистота – залог здоровья».

Конкурс загадок «Наши помощники».

Драматизация отрывка из сказки «Мойдодыр».

Совместное изготовление атрибутов (культурно-гигиенических принадлежностей) для сюжетно-ролевой игры «Семья».

Работа с разрезными картинками по теме «Культурно – гигиенические принадлежности».

Рисование, лепка на тему «Друзья Мойдодыра».

Хозяйственно – бытовой труд «Чистые игрушки». Труд на прогулке «Чистый участок».

Изготовление родителями сказочного персонажа «Мойдодыра».

Консультация для родителей «Как научить ребёнка чистить зубы»

«Здоровое питание. Витамины».

Рассказать детям о продуктах питания, их значении для человека; знакомить с понятиями «питательные вещества», «витамины», «здоровое питание».

Закреплять знания об овощах и фруктах, об их значении в питании.

Учить классифицировать продукты на полезные и вредные.

Развивать потребность доказывать свои предположения опытным путём.

Закреплять навыки санитарно – гигиенических правил при употреблении пищи.

Пропагандировать только здоровые продукты питания. Мотивировать детей к соблюдению правил рационального и здорового питания.

Развивать восприимчивость к звучанию художественного слова; воспитывать эмоциональное отношение к литературным произведениям.

Воспитывать интерес к своему здоровью, желание поддерживать его правильным питанием.

Привлечь родителей к обмену опытом по здоровому питанию.

НОД (познание, коммуникация) «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке».

Экскурсия на пищеблок.

Беседа «В каких продуктах содержатся витамины и для чего они нужны». Игра «Закончи предложение».

Экспериментально – исследовательская деятельность: «Какой фрукт самый сочный?», «Полезна ли кока-кола?», «Немытые продукты»- рассматривание через микроскоп, «Из чего варят каши», «Зачем нужно пить молоко?»

Дидактические игры: «Полезные и неполезные продукты», «Так или не так», «В каких продуктах живут витамины», «Узнай по описанию» и др.

Беседа «Правила поведения за столом»

Игры: «Маленький кулинар», «Помоги маме разобрать покупки», «Съедобное – несъедобное».

Сюжетно-ролевые игры «Продуктовый магазин», «Кафе», «Пикник».

Игры – ситуации «Накормим кукол», «Почему у медвежонка заболел живот?»

Экспериментальная деятельность «Волшебник – шиповник».

Драматизация по сказке «Репка».

Чтение художественной литературы: Ю.Тувим «Овощи», З.Александрова «Вкусная каша», С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала». Загадывание загадок.

Лепка, аппликация «Полезные продукты».

Совместное с родителями создание книги «Полезные рецепты».

«Если хочешь быть здоров – закаляйся! Если хочешь быть здоров – спортом занимайся!»

Расширять знания детей о разнообразии движений, о физических качествах, которые они развивают.

Приобщать детей к здоровому образу жизни через выполнение физических упражнений, профилактических комплексов: гимнастики для дыхания, глаз, массажа. Учить детей комплексам самооздоровления.

Расширять знания детей о разных видах спорта.

Оздоравливать организм детей. Наполнять жизнь детей эмоциональной, веселой двигательной деятельностью.

Помочь каждому ребенку в поиске своих интересов и способностей.

Воспитывать дружеские отношения в играх, желание стремиться к достижению лучших результатов.

Знакомить детей с различными видами закаливания, учить выполнять и применять их в жизни.

Закаливать организм детей, создавать жизнерадостное настроение.

Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту.

Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.

Повышать педагогическую компетентность родителей.

Исследовательская деятельность «Полезные движения».

Разучивание комплекса упражнений «Весёлая зарядка».

Разучивание и выполнение комплексов гимнастики для глаз, для дыхания, для осанки, стоп: массажа «Неболейка»

Коррегирующая гимнастика для формирования осанки.

Минутки здоровья «Волшебные камешки», «Целебные звуки».

Комплекс оздоровительных упражнений для горла по методике В.Кудрявцева и Б.Егорова

Мультимедиа «Узнай и назови вид спорта».

НОД (Физическая культура) «Весёлый стадион».

Дидактические игры: «Помоги собраться спортсмену», «Собери картинку», «Выбери картинку», «Правильно или нет?», «Раздай мячи спортсменам».

Игры - соревнования на участке: «Перетяжки», «Мяч через сетку», «Самые быстрые», «Весёлые пингвины».

Рассматривание иллюстраций, альбомов на спортивную тему.

Рисование «Как мы занимаемся спортом».

Целевая прогулка на спортивную площадку школы, наблюдение за школьниками.

Рассуждения «Закаливание – это полезно или нет». Мультимедиа «Закаляемся с детства».

Работа по книге К.Люцис «Азбука здоровья» по теме «Закаливание».

Ходьба по дорожкам Здоровья, обтирание мокрыми рукавичками (с согласия родителей).

Фитотерапия.

Массаж биологически активных зон «Неболейка»

Спортивный досуг «С физкультурой мы дружны – нам болезни не страшны».

Итоговая беседа «Значение ЗОЖ для здоровья человека»

Консультация для родителей «За здоровьем всей семьёй».

Результат проекта

Формирование у детей и родителей здорового образа жизни.

Спортивно – развлекательное мероприятие с родителями «Путешествие в страну Здоровья ».

Выставки детских рисунков, взросло-детских плакатов – «Здоровью скажем – ДА!»

Фотовыставка «В здоровом теле – здоровый дух».

Книга «Полезные рецепты».

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай

попробовать – и я пойму”.

Полученные ребёнком знания, представления о себе, своём здоровье и физической культуре в процессе экспериментально – исследовательской деятельности помогают детям осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Используемая литература.

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. –М.:АРКТИ, 2005. – 64 с.

2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

3. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.2004.

4. Лазарев М.Л. «Здравствуй!» Программа формирования детей дошкольного возраста.

5. Люцис К. Азбука Здоровья в картинках. М. 2004.

6. Щербак А.П. Тематические физкультурные занятия и праздники в детских учреждениях. М. «ВЛАДОС», 1999.

7. Журналы «Дошкольное воспитание» № 9, 2005; № 4, 2008.

8. Воротникова И.М. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ.-М.: Энас, 2006.

9. Пособие для педагогов ДОУ. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, Москва, 2010.

10. Интернет-ресурсы.


Под здоровьем нельзя разуметь одно

только наружное благосостояние тела,

а нужно понимать вообще

естественное гармоническое развитие организма

и правильное совершение всех его отправлений.

Полное название проекта: «За здоровьем в детский сад»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект: « За здоровьем в детский сад »

Под здоровьем нельзя разуметь одно

только наружное благосостояние тела,

а нужно понимать вообще

Естественное гармоническое развитие организма

и правильное совершение всех его отправлений.

Николай Александрович Добролюбов

Паспорт проекта:

Полное название проекта:

Продолжительность проекта: в течение учебного года.

Вид проекта: комплексный, долгосрочный.

Участники проекта: педагоги, работники детского сада, воспитанники и их родители.

Возраст детей: дошкольники среднего возраста.

Образовательная область: проект реализуется в рамках программы «От рождения до школы»

Принципы реализации проекта :

  1. доступность:
  • учет возрастных особенностей детей
  • адаптированность материала
  1. систематичность и последовательность:
  • постепенная подача материала от простого к сложному
  • частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
  1. наглядность и занимательность:
  • предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
  1. динамичность:
  • интеграция проекта в разные виды деятельности
  1. дифференциация :
  • создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком

Цель: создание необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей. Формирование у всех участников проекта мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:

для детей:

Расширить кругозор в вопросах спортивной жизни страны и в мире.

Сформировать осознанное отношение к необходимости беречь и укреплять своё здоровье;

Повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом;

Расширить двигательные возможности ребёнка за счёт освоения новых движений и упражнений здоровьесберегающих технологий;

Воспитывать социально значимые личностные качества: целеустремлённость, организованность, инициативность, трудолюбие;

Воспитывать чувства патриотизма и интернационализма;

Активизировать детей художественно-творческой деятельностью.

Повышать эмоциональное благополучие ребёнка за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных мероприятий физкультурной направленности.

для воспитателей:

Повышать уровень профессиональной компетентности на семинарах-практикумах, деловых играх, мастер-классах в ходе реализации проектной деятельности;

Обогащать физкультурно-оздоровительную среду в ДОУ за счёт приобретения физкультурного инвентаря и изготовления нестандартного физкультурного оборудования из доступных материалов.

для родителей:

Повысить педагогическую культуру родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей;

Приобщить родителей к жизнедеятельности ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества;

Укрепить детско-родительские взаимоотношения путём проведения совместных мероприятий;

Уделять особое внимание пропаганде здорового образа жизни личным примером;

Оказывать посильную помощь ДОУ в обогащении физкультурно–оздоровительной среды в целях профилактики детских заболеваний и повышения интереса к физическим упражнениям.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Презентация проекта.

Название итогового мероприятия проекта: «За здоровьем в детский сад».

Продукты проекта:

1. Стенгазета «Мы спортивная семья» (ноябрь).

2. Стенд - ширма для родителей «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки» (декабрь).

3. Макет «Зимний стадион» (февраль).

4. Выставка рисунков на тему «Я расту сильным и здоровым» (март).

5. «Мы гордимся нашими олимпийцами» (презентация) (март).

6. Фотовыставка «С физкультурой мы дружны» (апрель).

7. Презентация проекта (май).

Ожидаемые результаты по проекту:

1. У детей проявится интерес к занятиям физкультурой и спортом.

2. Возникнет желание трудиться на благо общего дела

3. Сформируется чувство патриотизма и уважения к людям других стран.

4. У родителей появится желание сотрудничать с педагогами детского сада в целях гармоничного развития и воспитания ребёнка. Возникнет желание больше времени уделять совместным с детьми мероприятиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья семьи.

5. Укрепятся детско-родительские отношения через совместное творчество и физкультурные мероприятия.

2. Краткое содержание проекта «За здоровьем в детский сад»

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи

Подготов-тельный

1. Вхождение в проблемную ситуацию.

1. Определяют наиболее интересующую детей область исследования («Что такое здоровье»).

2. Формулируют проблему исходя из интересов детей («ЗОЖ»).

3. Составляют план-схему проекта с включением в него занятий, игр, домашних заданий для самостоятельного выполнения и других видов детской деятельности.

4. Привлекают родителей и специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

5. Подготавливают развивающую среду по теме «Спорт» (стандартное и нестандартное физкультурное оборудование, иллюстрации, книги и т.д.)

6. Оформляют стенд для родителей с информацией по проведению мероприятий данного проекта, проводят консультацию «За здоровьем всей семьёй».

1. Сбор материала по теме.

Деятельн- стный

1. Вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.

2. Объединение в рабочие группы.

3. Формирование знаний, умений, навыков.

4. Продуктивная деятельность в соответствии с планом (лепка, конструирование, аппликация и т.д.)

1. Создают игровую ситуацию строительство «Зимнего стадиона», формулируют задачу.

2. Углубляют представление детей о физкультурниках и спортсменах, используя различные педагогические методы и приёмы: беседа «Что такое Олимпиада», загадки о спорте, Д/и «Раздай мячи спортсменам», «Сложи пазл», «Сосчитай предметы», игра-имитация «Много видов спорта знаем», С/р «Малые Олимпийские игры», чтение худ. литературы по теме «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

3. Организуют художественно-творческую деятельность детей: конструирование «Зимний стадион» в смешанной технике, коллективная стенгазета «С физкультурой мы дружны», лепка, рисование на тему «Я расту сильным и здоровым».

4. Оказывают помощь в решении практических задач.

1. Активный отдых с детьми на природе.

2. Изготовление из подручного материала деталей для «Зимнего стадиона».

3. Просмотр спортивных соревнований, передач.

4. Выпуск семейной стенгазеты «Моя спортивная семья».

5. Помощь в изготовлении ледяной горки и лыжной колеи на участках.

6. Активное участие в запланированных мероприятиях ДОУ.

Заверша-щий

1. Участие в презентации видеоролика.

2. Размышления над приобретёнными знаниями, опытом.

1. Готовят презентацию «За здоровьем в детский сад».

2. Мониторинг.

3. Итоги совместной работы по укреплению здоровья и повышению уровня физического развития детей.

1.Помощь в изготовлении конечного продукта проекта

2. Участие в качестве зрителей.

3. Системная паутинка по проекту

Коммуникация

Что нужно делать, чтобы быть здоровым и сильным?

Кого называют спортсменами?

Есть ли загадки, пословицы на физкультурную и спортивную темы, можем ли мы сами их сочинить?

Познание

Что такое Олимпиада?

Какие символы есть у Олимпиады?

Возможности организма человека?

Какие виды спорта вы знаете?

В чём секрет долголетия?

Здоровье

Как одежда заботится о здоровье?

Почему полезно закаляться?

Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что есть.

Что значит быть здоровым?

Социализация

Какой должна быть спортивная команда?

Для чего встречаются спортсмены из разных стран?

Кто помогает людям быть здоровыми?

Как правильно играть в подвижные игры?

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворений о спорте, физкультуре.

Считалки для подвижных игр (чтение наизусть).

Чтение рассказов на тему «Здоровье».

Труд

Чтоб добиться результата, потрудитесь ка, ребята!

Чтоб здоровыми остаться – надо много нам стараться!

Физическая культура

Применение Здоровьесберегающих технологий.

Физкультурные досуги, развлечения, праздники, соревнования.

ТЕМА ПРОЕКТА

«За здоровьем в детский сад»

Музыка

Песни о спорте.

Ритмическая гимнастика.

Логомузыкальная пластика.

Музыкальное сопровождение ООД.

Безопасность

Как вести себя в подвижных играх на улице?

Какие правила поведения существуют в спортивном зале?

Где можно заниматься физкультурой, спортом, подвижными играми?

Продукт проекта

Раннее развитие детей »

« Практикум для родителей »

«Счастливые родители»

Список литературы

1. Береснева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст]: серия “Библиотека руководителя ДОУ” /З. И. Береснева Г.Н. Казаковцева / под ред. З.И. Бересневой. - М.: ТЦ “Сфера”; Москва Издательство “ТЦ Сфера”, 2005. – 32 с. – (серия “Библиотека руководителя ДОУ”).

2. Доскин В.А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка [Текст]: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева / под ред. В.А. Доскина – М.: Просвещение; Москва: Издательство “Просвещение”, 2006. – 144 с. – (Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры).

3. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование. Тренинги. Занятия. [Текст]: Дошкольное воспитание / под ред. Н.И. Крылова/ - М.: Волгоград: Издательство “Учитель”, 2009. – 218 с.

4. Меличева М.В. Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года [Текст]: методическое пособие для воспитателей детского сада, организаторов семейных клубов, учителей начальной школы / М.В. Меличева. - Санкт-Петербург, 2007. – 160 с.

5. Муниципальная система образования: опыт и перспективы инновационного развития: материалы научно-практической конференции [Текст] / под общей ред. Т.Н. Рагозиной, Н.П. Недоспаловой, Е.А. Нагрелли. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2011. – 429 с.




Top