Развитие мелкой моторики дошкольников по фгос. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при подготовке к школе. Развитие мелкой моторики в быту

Вера Ермакова
Особенности развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО

МБДОУ “ЦРР-д/с №196”

воспитатель 1КК Ермакова В. А.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста проходит в тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни. Необходимой задачей педагога в условиях реализации ФГОС ДО становится создание такой благоприятной образовательной среды, в которой каждый ребенок в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями получает возможность проявить свои способности .

Работая с детьми младшего возраста , передо мною возникают такие проблемы детей , как слабое развитие кисти рук , слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук , у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Вследствие этого, дети неловко держат ложку, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, поиграть с крупными пазлами.

Поэтому, в своей работе я использую такие средства для развития мелкой моторики , как пластилин, различные крупы, бусы, пуговицы, природный материал, нитки, веревки, шнурки, ткани, игры с песком и водой, пальчиковые краски, неоновые краски. Изготавливаю пособия (игры со шнуровками) своими руками, чтобы дети каждый раз с удовольствием выполняли упражнения.

Кроме этого, развивающая трансформируемая среда группового помещения наполнена оборудованием для развития крупной и мелкой моторики . Это различного рода конструкторы с деталями разного размера и с разным принципом их соединения, мягкие модульные тренажеры, настенные панно с молниями, шнурками и кнопками, заводными игрушками, сортерами.

Развивать мелкую моторику рук детей – не только увлекательное, но и доступное для них занятие. Каждую минуту ребенок видит вокруг себя тысячу возможностей, чтобы потренировать эти нелегкие умения.

Необходимо отметить, что игровое оборудование используется мною не только в процессе непосредственно-образовательной игровой деятельности, но и в режимных моментах (на прогулке, в совместной и самостоятельной деятельности) .

Таким образом, развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного образа позволяет :

Формировать интеллектуальные способности ;

Положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга;

-способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Список литературы.

1. Александрова Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок. / Т. В. Александрова // Дошкольная педагогика . – 2008. №7.

2. Бардышева Т. Ю. Пальчиковые игры. – ООО «Карапуз – дидактика» , 2006.

3. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников . М., 1999.

4. Коноваленко В. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс» , 2000.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский дом «Литера» , 2007

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила:.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Цели: - развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; - формирование умения сочетать по цвету (при использовании в игре разных.

Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения прогулок в соответствии с ФГОС В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных образовательных областей,.

Особое место в процессе воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития занимает.

Все дети без исключения обожают играть! Мои малыши тоже любят играть. И я взяла для игры и развития детей обычные бельевые прищепки. Прищепки.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других - сплошные каракули?.

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Выполнила

Назарова Марина Викторовна


АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

Иван Михайлович Сеченов

Иван

УХТОМСКИЙ

БЕХТЕРЕВ

Петрович

Павлов


Актуальность выбранной темы видим в том, что своевременное формирование и развитие двигательных и психических механизмов являются основными условиями речевого развития ребёнка

Главной целью

данной работы является:

изучение развития речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук


Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимосвязи развития мелкой моторики и речи у младших дошкольников

2. Изучить условия и закономерности развития речи детей младшего дошкольного возраста.

3. Выявить связь между особенностями речевого развития и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению особенностей развития речи через развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.


Объект: процесс развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Предмет:

особенности влияния мелкой моторики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста


Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ СТАНДАРТУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • Развитие свободного общения со взрослыми;
  • Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны; связной речи – диалогической и монологической формы; формирования словаря) в различных формах и видах детской деятельности.
  • Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  • Воспитания интереса и любви к чтению.

Целью констатирующего эксперимента является выявление уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста.

  • Задачи практического исследования:
  • Провести исследование развития речи у детей младшего дошкольного возраста до формирующего эксперимента.
  • Подобрать и организовать систему занятий с использованием игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.
  • Провести исследование развития речи у детей среднего дошкольного возраста после формирующего эксперимента.

Диаграмма 1. Уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе работы.


Цель формирующего эксперимента: доказать, что развитие мелкой моторики рук является эффективным средством развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Систематизировать работу воспитателя по развитию мелкой моторики.

2. Способствовать развитию мелкой моторики рук:

развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

3. Развитие тактильной чувствительности рук.


«Сухой бассейн»

Сюда насыпали горох,

и пальцы запустили,

Устроив там переполох,

чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, совсем

не соль,

а разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей, мы их достанем без затей.


"Чудесный мешочек"

Отгадывать знакомый предмет на ощупь.

Предмет из мешочка достать и показать можно только после того, как рассказано о нём;

мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию, неправильно назван.


"Узор из белой и красной фасоли"

Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»


"Веселая шнуровка"

Дидактическая игра "Собери бусы"


Диаграмма 2 Уровень развития речи у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе работы.

Диаграмма 1



Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики у ребёнка дошкольного возраста»

Брылёва Анастасия Александровна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

Зачем нужно развивать моторику?

  • Развитие мелкой моторики ребёнка — тонких движений кистей и пальцев рук — один из показателей психического развития ребёнка.
  • Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и психологической готовности ребёнка к школе.
  • Мелкая моторика — основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи.

При недостатках развития мелкой моторики:

  • Неспособность провести прямую линию (вертикальную, горизонтальную).
  • Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрические фигуры).
  • Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы).
  • Тремор.
  • Очень медленный темп письма.

— пальчиковая гимнастика,

— пальчиковые игры со стихами, со скороговорками,

— пальчиковый театр,

— лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.),

— нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т.д.,

— конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО,

различные виды аппликаций,

— рисование по трафаретам,

— штриховка,

— дорисовка (по принципу симметрии),

— лабиринты,

дидактические игры,

— шнуровка,

— игры с мелкими предметами,

— пазлы, мозаика.

Развитие мелкой моторики в быту

(советы для родителей)

Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  • Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  • Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
  • Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).
  • Лепить из теста печенье.
  • Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать ботинки.
  • Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
  • Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
  • Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  • Помогать перебирать крупу.
  • Закрывать задвижку на двери под раковиной.
  • Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  • Собирать на даче или в лесу ягоды.
  • Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
  • Включать и выключать свет.
  • Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  • Перелистывать страницы книги.

Возраста в условиях ФГОС

Одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или, как принято говорить мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследованиях делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых - мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

Начало развитию мышления даёт рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время«учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?

1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.

2. Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.

3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.

4. Надавливание даёт возможность определить, мягкий предмет или твёрдый, из какого материала сделан.

5. Ощупывание поглаживанием даёт возможность определить свойства поверхности. Штриховые и дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью помогают распознать не только гладкость-шероховатость, но и сорт материала, например на ощупь определить, какая бумага: газетная, пергаментная, промокательная.

Рука познаёт, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Развитие мелкой моторики непосредственно влияет на формирование речи ребёнка, ускоряя процесс функционального созревания мозга, следовательно, является мощным фактором для коры больших полушарий.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.

В настоящее время для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт: просят ребёнка показать один пальчик, два или три («сделай вот так» - и показывают, как это нужно делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, хорошо говорят; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые («ватные») и не дают изолированных движений, то это - не говорящие дети. Таким образом, не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удаётся.

Воспитатель гр.№10

А.П. Зверева

Консультация для родителей.

«Развитие мелкой моторики рук у детейдошкольного возраста при подготовке к школе»

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга.Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Основные виды развития мелкой моторики рук

Пальчиковая гимнастика ("Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

· Игра "Моя семья".

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)

· Игра "Не плачь, куколка моя"

Не плачь, куколка моя,

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть,

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку.

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все посушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем.

(на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. Затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении. На последние строчки положить ладони на стол или на колени)

· Игра "Лошадки"

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

Скачет резвый табунок. (Пальчики "скачут" по столу в ритме стихотворения)

Пальчиковая гимнастика:


Графические упражнения

· Задание "Штриховка"

Нарисуйте контурную картинку, например,фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.

· Задание "Обведи рисунок"

Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

· Задание "Соедини по точкам"

Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.

· Задание "Нарисуй фигуры"

Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькуюдайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

· Задание "Нарисуй такую же картинку"

Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.

· Задание "Дорисуй картинку"

Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.

· Задание "Графический диктант"

Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д." Узоры могут быть различными.

Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб развить ручную умелость?·Разминать пальцами пластилин, глину, тесто, нанизывать шарики из тестана палочку, карандаш, сортировать крупы и макаронные изделия.

Нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики макароны с крупными дырочками на нитку, леску, приклеить на лепёшку из теста фасоль, пуговицы, бусины, составить узоры из косточек.

играть с конструктором, мозаикой, кубиками;играть с песком, водой, крупами, рисовать на крупе, насыпанной на плоском блюде.

Игры с прищепками:прищепки «превращаются» в различные предметы, животных, птиц, людей.

резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок);рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью).


Top