Как наблюдать свои мысли правильно. Как контролировать свои мысли. Почему теряются мысли

»

Ощущение того, что теряются мысли знакомо каждому. Однако, однократное такое переживание обычно даже не замечается. Ничего страшного в этом феномене нет. Но если ощущение легкой отвлекаемости, потери мысли периодически повторяется, то практически всегда это вызывает беспокойство.

Помимо того, что чувство потери мысли может наблюдаться у здоровых лиц, ощущение потери мысли – один из симптомов, который может быть проявлением широкого круга психических расстройств и заболеваний. Ниже мы подробнее разберем феномен «легко теряются мысли» и опишем особенности этого симптома как проявления заболевания и вариант нормы.

Как переживается человеком

Переживание того, что теряются мысли, сбиваются, путаются может сопровождаться чувством растерянности и тревоги. Реже, паники и страхом «сойти с ума». В одних случаях подобные состояния сопровождаются чувством того что мысли на время «как – бы остановились», в «голове пусто», «мыслей нет», очень трудно сконцентрироваться и заставить себя вернуться к утерянному ассоциативному процессу. В других ощущение того, что Вы легко теряете мысль, сопутствует наплыву мыслей, «мыслей в голове много», внимание не может сфокусироваться на одной ассоциации, постоянно «отвлекаясь на другие мысли».

Внешне поведение человека, испытывающего такие состояния, изменяется только если такие нарушения имеют болезненную почву (то есть являются симптомами какого – либо психического расстройства). В таком случае человек не в состоянии заниматься своей привычной деятельностью, не получается понимать и усваивать прочитанный материал, привычные действия, которые до этого выполнялись автоматически, бессознательно, «не задумываясь» не получаются или потребуется больших усилий воли чтобы выполнить простые действия.

В таком состоянии человек не трудоспособен и нуждается в помощи специалиста врача-психотерапевта.

Варианты

Врачи психотерапевты описывают два варианта поведения при ощущении того, что легко теряется привычный ход мыслей, возникшего на болезненной почве: гиперкинетический и гипокинетический.

  • Гиперкинетический тип поведения проявляется двигательной активностью: человек не находит себе места, растерянно «мечется», неусидчив, пытается выбежать, покинуть свое место.
  • Гипокинетический тип реакции на ощущение потери мысли напоминает ступор, «оцепенение», человек как – бы застывает, не двигается или движения малы и носят стереотипный характер («перебирание» пальцами, подергивания конечностями, «откусывание ногтей» и пр.).

Почему теряются мысли

Если чувство потери мысли является не болезненным симптомом, а возникло у психически здорового человека, то внешне поведение никак не меняется. Чувство тревоги, которое может сопровождать это ощущение, может быть легко скрыто.

Описанная выше разница в поведении людей, испытывающих ощущение того, что теряются мысли, является одним из важных диагностических критериев для врачей в оценке психического состояния пациента, обратившегося с жалобами на «потерю мысли».

Механизмы формирования

Ощущение того, что легко теряется мысль врачами разделяются по причинам и механизмам развития на две группы:

  • Состояния астении.
  • Следствие болезненных нарушений в работе нервной системы.

Астенические состояния – это защитная реакция организма на переутомление, недостаток питания, большое количество стрессов, соматические болезни (заболевания внутренних органов), отравления (последствия интоксикаций) и др.

В основе астенического состояния лежит так называемый рефлекс «запредельного защитного торможения» в нервной системе. Этот рефлекс выработался и закрепился в процессе эволюции для защиты работы центральной нервной системы и высших психических функций человека.

Ощущение того, что Вы легко теряете мысль при астенических состояниях, носит «доброкачественный» характер, часто без всякой помощи или воздействия, после отдыха самостоятельно проходит. Кроме того, при астении наблюдаются и другие феномены так называемого астенического круга:

  • нарушения сна (сонливость днем, бессонница ночью),
  • измененный аппетит,
  • вегетативные нарушения (головные боли, ощущения сердцебиения, дрожь или ощущения дрожи и др.),
  • раздражительность и повышенная утомляемость.

Как лечить

Пути решения проблемы должны определяться в зависимости от причин и путей формирования данного состояния. Поэтому, полноценная и качественная диагностика в нашей клинике ставится на первое место. Индивидуально подобранная терапия в нашей клинике всегда приносит позитивные результаты.

Психические расстройства, при которых может наблюдаться ощущение того, что Вы легко теряете мысль, могут иметь эндогенную природу (нарушение обменных процессов в центральной нервной системе), могут быть проявлением органического поражения головного мозга. Подробное описание этих расстройств Вы сможете найти на страницах нашего сайта. Для поиска воспользуйтесь специальной строкой поиска по сайту.

В заключении следует отметить, что следует серьезно относиться к изменениям в своем психическом состоянии. Если ощущение того, что Вы легко теряете мысль, повторяется, приводит к нарушению трудоспособности, не проходит после отдыха, следует обратиться на консультацию к психотерапевту.

Большинство болезненных состояний, сопровождающихся таким симптомом, хорошо поддается терапии. Чем раньше начинает оказываться помощь, тем быстрее происходит восстановление.

В клинике Брейн Клиник проводится консультирование и осуществляются все виды помощи при астенических состояниях, сопровождающихся ощущением того, что легко теряется мысль и иных психических расстройствах.

Звоните +7 495 135-44-02

Ежедневно, без выходных.

Возможно какое-то время назад вы обучились медитации и ощутили ее удивительный эффект на себе. И теперь вы хотите рассказать о том, как медитировать, своим друзья, родственникам. В этой статье я расскажу, о чем не следует говорить начинающим медитаторам и о самых распространенных ошибках учителей медитации.

Может быть, вы занимаетесь практикой сугубо самостоятельно, но у вас возникли проблемы и неразрешимые вопросы. Возможно вы следуете неточным инструкциям или сами такие инструкции формулируете. Или же вы профессионально обучаете людей медитации и замечаете, что многие ваши ученики иногда вас не понимают. Надеюсь, эта статья будет полезна, как учителям, так и ученикам в медитации, так как она рассмотрит типичные неточности в популярных инструкциях по медитации.

Почему неправильно говорить «наблюдайте за мыслями со стороны» или «концентрируйтесь на дыхании» . Почему обучать медитации бесплатно правильно? И почему обучать медитации за деньги тоже правильно? Ответы дальше.

Я люблю говорить, что медитация – это просто и сложно одновременно. Это просто потому, что описание правильной техники можно уместить в одно предложение. А тяжело это по той причине, что принципы, лежащие в основе практики, противоречат привычным для нас схемам мышления, восприятия и поведения. Поэтому многие люди не сразу улавливают эти принципы, и им требуется время, чтобы обучиться медитации и уловить ее суть.

Конечно же, в этом процессе значительную роль играет тот, кто обучает людей, учитель. Чем яснее, четче и понятнее он передает свои знания ученикам, тем выше вероятность того, что последние будут использовать медитацию правильно, не забросят практику через несколько месяцев, интегрируют ее принципы в повседневную жизнь и встретятся с удивительными жизненными метаморфозами, как это сделало уже множество людей, которые давно медитируют регулярно.

Но тот факт, что медитация и сложно, и просто относится не только к тому, чтобы ей обучиться. Но и к тому, чтобы ей обучать. Для этого не всегда достаточно самостоятельно усвоить базовые аспекты медитации. Необходимо облечь собственный опыт в понятные и нужные инструкции, которые не будут вызывать путаницы в умах людей. И этот навык не всегда приходит сразу. Иногда приходится пройти путь ошибок, наступить на некоторые грабли. Это позволяет понять, что именно нужно говорить людям о технике медитации, чтобы они могли извлечь из нее максимальную пользу.

Я начал медитировать примерно в 2011 году. С тех пор я опробовал множество различных техник и вносил усовершенствования в свою основную технику. Тем не менее, основные принципы моей медитации не претерпели кардинального изменения. То есть именно технически, моя нынешняя медитация дома мало чем отличается от того, как я начинал практиковать медитацию 5 лет назад в пригородных электричках по дороге с работы, чтобы избавиться от депрессии и тревоги. Хотя изменения в качестве медитации, конечно произошли с того времени.

Но, несмотря на это, моя статья претерпела множественные редакций: я удалял целые абзацы, добавлял новые, изменял структуру, термины, способы объяснения. Да, моя техника не претерпела сильных изменений, но вот способы передавать ее окружающим не остались прежними. Я продолжаю их совершенствовать, основываясь на своем опыте обучения людей медитации и на обратной связи, которую получаю в комментариях. Я все больше отдаю себе отчет в том, какой это тонкий и деликатный процесс — учить. И в ходе этого процесса мне приходилось наступать на некоторые грабли, которые я и собираюсь озвучить в этой статье. Я прочитал очень много инструкций по медитации, как на русском, так и на английском языках и сделал вывод, что определенные ошибки, «грабли» в обучении людей являются типичными и общими для учителей медитации.

Я продолжаю совершенствовать как свои навыки медитации, так и навыки обучения. Я активно читаю и смотрю на работу других учителей медитации и стараюсь учиться новым подходам к передаче практики. Но, возможно, и мой опыт тоже кому-то пригодиться и поможет избежать непонимания.

Прежде чем переходить к самим «граблям», поясню, что в задачу этой статьи не входит критика или обзор различной «шизотерики» , возникшей около медитации. Я не буду обсуждать всякие «медитации привлечения богатства» и прочую муть. Предмет данного небольшого исследования – это нормальные инструкции по нормальной медитации (как практике развития осознанности), написанные нормальными людьми, которые, тем не менее, содержат некоторые неточности.

Грабли 1 – «Наблюдаем за мыслями со стороны»

«Вы закрываете глаза и стараетесь сосредоточиться на дыхании. Вам в голову могут приходить разные мысли, но вы не следуете за ними, вы просто спокойно наблюдаете за ними со стороны. Правда, не так сложно?»
~Инструкция по медитации в одном глянцевом издании

Действительно, нет ничего проще! Я наблюдаю за мыслями со стороны вообще каждый день! Да все это умеют! Вы думаете охранник в вашем офисе целыми днями плюет в потолок? Нет, он наблюдает свои мысли со стороны! Этим и объясняется его безмятежность, которую иной человек несправедливо обзовет ленью.
Я конечно шучу. Все не так=)

Большинство людей, после того как прочитают эту инструкцию и попробуют медитировать согласно ей, увидят, что все время медитации они находятся строго в одном из двух состояний:

  • Они наблюдают ощущения при дыхании (или любой другой объект медитации)
  • Они гуляют в своих мыслях

И всю медитацию они только переключаются между этими двумя режимами, неосознанно переходя из первого во второй и осознанно возвращаясь в первый.

Обещанного «наблюдения за мыслями со стороны» не возникает. И тогда, конечно же, человек начинает думать, что он медитирует неправильно. В лучшем случае он задаст вопрос или найдет уточняющую информацию самостоятельно. В худшем, он решит, что медитировать у него не получается, медитация не для него и бросит практику.
В свое время я получил массу комментариев с такими вопросами и перестал их получать только тогда, когда решил не делать такой большой акцент на наблюдении мыслей и выразить эту формулировку более деликатно.

«Не совсем правильно говорить: «закройте глаза и наблюдайте мысли эмоции со стороны»»

Заметьте, я не пишу о том, что решил отказаться от нее. Почему? Дело в том, что подобную инструкцию учителя медитации пишут не из злого умысла, чтобы всех запутать. Более того, в ней есть определенный толк. Она демонстрирует разительное отличие медитации от нашего повседневного опыта (то есть та «сложность» практики, о которой я говорил в начале).

Благодаря практике человек начинает понимать, что ему не обязательно быть непосредственным участником своих эмоций или мыслей. Мысли как будто рождаются произвольно. Это просто хаотичная работа нашего ума. Практика демонстрирует, что мы не должны каждый раз следовать за всякой мыслью (мысль об обиде, несуществующей опасности, мысль закурить сигарету после обещания бросить курить, я имею в виду любую мысль!).

Мы не обязаны себя с мыслями отождествлять. Согласитесь, это совсем не соответствует нашей привычке идти на поводу у каждого мысленного импульса, пребывая в уверенности, что наш ум – это мы. Практика дает возможность выбирать, каким мыслям и побуждениям подчиняться, а каким не давать ходу. Мысли, эмоции и желания перестают быть для нас приказами, обязательными для выполнения, они превращаются в предложения, которые мы можем рассмотреть и затем либо отбросить, либо принять. Это опосредованный контроль ума, который делает нас свободными и гибкими в жизни.

В основе этого контроля лежит определенный навык. Его мы развиваем во время медитации. Это навык не реагировать на эмоции, мысли или желания, возвращая свое внимание обратно на объект концентрации. И иногда в ходе этого процесса, когда у нас уже стабилизировалась концентрация, когда ум достаточно успокоился, получается так, что мы наблюдаем свои эмоции как бы со стороны. Мы ничего с ними не делаем: ни развиваем, ни подавляем, мы просто замечаем, как они приходят и уходят.

Но если принцип наблюдения эмоций еще можно как-то осмыслить умом, особенно после первых опытов медитации, то с наблюдением мыслей все обстоит сложнее. В центре , в котором проходило мое обучение медитации, я задал вопрос опытному преподавателю. «Возможно ли наблюдать со стороны то, как в нашем уме разворачиваются целые концепции и идеи?»

Он ответил: «конечно нет!». Дело в том, что когда мы наблюдаем за своим умом, мы уже используем часть «процессорной памяти», которая обычно участвует в размышлении. Другими словами, наблюдаем мы отчасти тем же, чем мы думаем. Поэтому, естественно, невозможно выстраивать в голове целые идеи и наблюдать со стороны за тем, как происходит развитие мысленных концепций. То есть «наблюдение за мыслями» не следует понимать совсем буквально. Тем не менее, это наблюдение в какой-то мере осуществимо, и я опишу, исходя из своего опыта, как это может выглядеть.

Иногда во время медитации, после того, как прошли первые минуты хаотичного блуждания ума, и сознание обрело относительное спокойствие, приходят мысли. Ум, повинуясь своей привычке, начинает за них цепляться. Но в силу того, что пробуждается осознанность, мы тут же замечаем это «цепляение» и не даем уму следовать за мыслями до конца. И как раз спустя мгновение после того, как ум едва-едва успел уцепиться за мысль, а мы это быстро заметили и перевели внимание на наблюдение, тогда мы можем наблюдать «хвостики» мыслей (подобно хвостам метеоров, мгновенно сгорающим в атмосфере). Мы уже не обдумываем мысль, но она все еще «катиться» пару мгновений по инерции. И этот процесс мы способны наблюдать. Это только мой опыт. Возможно, у более продвинутых медитаторов все происходит как-то по-другому.

(Кстати говоря, учитель по медитации из центра Тушита говорил, что у нас не получается наблюдать за мыслями и эмоциями еще потому, что мы слишком стараемся концентрироваться, используя всю «процессорную память» в наблюдении. Поэтому внимание во время медитации должно быть стабильным, но расслабленным и мягким.)

Здесь важно увидеть, что это происходит само собой, когда наш внимание сфокусировано и ум спокойный. Это является неким продуктом медитации, но ни в коем случае не ее техническим условием. Не совсем правильно говорить: «закройте глаза и наблюдайте мысли эмоции со стороны» . Потому что это придет, когда ум успокоится. А ум успокоится, когда мы будем удерживать внимание на ощущениях, которые возникают при дыхании, возвращая внимание к ним, как только замечаем, что оно отвлеклось. Последнее предложение и есть инструкция по медитации. Только это нужно выполнять, что уже гарантирует то, что вы все делаете правильно.

А наблюдение за эмоциями придет само. Или не придет. Если не приходит, то это тоже нормально. Вы не должны думать: «пришло это или нет, а вот сейчас я наблюдаю или нет» . Какая ваша единственная задача? Удерживать внимание на ощущениях, которые возникают при дыхании… дальше вы знаете. Что при этом придет, какие эмоции «вылезут», то придет и «вылезет». А что не придет и не «вылезет», то не придет и не «вылезет». Вот и все.

Действительно, наблюдение за мыслями и эмоциями возможно, по крайней мере, в какой-то степени. И данная формулировка демонстрирует отличие медитации от привычного образа мышления и реакции, отражая, отчасти ее суть. Поэтому она может быть в инструкциях по практике, но лишь в мягкой и пояснительной форме, а не в виде конкретной инструкции или, тем более, цели медитации.

Наблюдать эмоции или наблюдать дыхание? Что правильно?

Прежде чем переходить к следующим «граблям», мне хотелось бы кратко коснуться аспекта, который опять же связан с наблюдением за эмоциями. Во многих инструкциях по медитации сказано: «когда приходит эмоция, не подавляйте ее, не оценивайте, а просто наблюдайте» . А в другом абзаце может быть написано: «ваша задача, наблюдать за дыханием» . Соответственно у многих людей возникает вопрос: если приходит какое-то чувство, что нужно делать, наблюдать за ним со стороны или следить за дыханием?

Я считаю, можно делать и то и другое, оба подхода будут правильными. Есть техники медитации, которые строго регламентируют наблюдать за дыханием на всем протяжении медитации. Но, на мой взгляд, иногда при возникновении сильной эмоции, которая мешает сосредоточиться, имеет смысл «пронаблюдать» ее со стороны. Это может способствовать тому, что ум будет меньше отвлекаться на нее и она исчезнет. И тогда уже можно вернуться к дыханию. Это вопрос исключительно практики, каждый должен попробовать и тот и другой подход и понять, что больше подходит ему.

Грабли 2 – Наблюдаем за дыханием

Такую формулировку можно встретить во многих инструкциях по медитации. Она, в принципе, является верной, но сама фраза «наблюдать за дыханием» несет не так много конкретики. Часть людей ее интуитивно понимают верно и начинают осознавать ощущения в ноздрях, в груди и животе, которые появляются, когда воздух входит в наше тело и покидает его. Но другие не понимают, что значит «наблюдать дыхание». Некоторые начинают обращать внимание на звук, который сопровождает вдох и выдох, другие визуализируют процесс попадания кислорода в легкие, затем в кровь.

В общем, каждый воспринимает это по-своему. И скорее всего проблема в формулировке, а не в людях.

Поэтому важно конкретизировать, что именно мы наблюдаем. «Дыхание» — это слишком абстрактно. В той технике медитации, которой я обучаю людей (не только я, и многие другие), мы наблюдаем ощущения в определенных участках тела, которые возникают при дыхании. В каких конкретно участках? Все зависит от ваших личных особенностей. Я предпочитаю концентрацию именно на ощущениях при дыхании другим видам объектов внимания (свеча, мантра, звук и т.д.), потому что такой вид концентрации достаточно гибкий и его можно подстраивать под индивидуальные нужды.

Людям, которые засыпают во время медитации, (а также тем, кто страдает от ) рекомендуется осознавать ощущения в ноздрях. Тем, чей ум постоянно отвлекается, больше подойдет концентрироваться на чувствах вдоха и выдоха, которые возникают в животе благодаря движению диафрагмы. А для тех, кто не может расслабиться, будет лучше осознавать ощущения дыхания во всем теле: от ноздрей до живота. Почему так, я объяснял в статье «как правильно медитировать». Здесь больше на этом останавливаться не буду.

Грабли 3 – «Во время медитации вы будете чувствовать то, ощущать это…»

Мне попадались инструкции в которых было написано: «если вы все делаете правильно, то ваше дыхание замедлится, вы почувствуете покой и расслабление».

Конечно, это формирует неправильные ожидания. Многие люди, (как, например, я) часто сталкиваются с тем, что медитация вовсе не всегда приносит приятные ощущения . И тело может реагировать по-разному: у кого-то «прорвутся» скрытые страхи, и из-за волнения сердцебиение и дыхание ускорятся.

«Более того, я считаю, что медитации, во время которых проявляются страх, гнев и другие негативные эмоции, бывают даже более плодотворными, чем «спокойные» медитации».

Я продолжаю повторять, что принцип медитации идет в разрез с нашими привычками. Когда я обучаю медитации тех людей, которые слышат о ней впервые, я часто вижу, как гаснет интерес в их глазах, если я говорю о том, что смысл медитации не в том, чтобы получить мгновенные приятные переживания или интересный опыт, а что медитация это тренировка ума, которой нужно заниматься ежедневно
.
Мы привыкли стремиться к приятным ощущениям и избегать неприятные. Более того, мы привыкли возводить наши чувства в ранг мерила «правильности» того, что мы делаем.
Иногда я получаю комментарии из разряда: «Ура, у меня получилось! Я медитировал и почувствовал радость/эйфорию/единение с космическим пространством. Буду дальше заниматься!»

Если вы хотите овладеть медитицией, тогда вам необходимо перестать оценивать практику исходя из того, что вы во время нее испытали. Это не имеет большого значения.

Но привычка привязываться к ощущениям настолько сильна в людях, что они продолжают ей следовать во время медитации, даже, когда им подробно объяснишь, что суть практики состоит в противоположном: принимать любые ощущения, какими бы они ни были. Не пытаться «вызвать» приятные эмоции или подавить неприятные, а принимать. Что уж говорить об инструкциях, которые делают чрезмерный акцент на том, что мы якобы «должны» почувствовать.

«Пришла радость – хорошо. Пришло чувство покоя – хорошо. Пришел страх – хорошо. Пришла депрессия, грусть – хорошо.»

Есть инструкции, которые не являются такими радикальными, как та формулировка, что я вынес в начало этого пункта. Тем не менее, стоит лишь неосторожно написать, что: «во время медитации замедляется дыхание, запускается парасимпатическая нервная система, способствуя глубокому расслаблению» , как сотни людей начнут думать, что они медитируют неправильно, в тех случаях, если они не наблюдают таких ощущений или когда они ощущают страх, тревогу или боль.

Не спорю, ощущения покоя и расслабления имеют место быть. И в общем и целом, можно сказать, что действительно, даже единственный сеанс медитации может оказать глубокий успокаивающий эффект на ваши тело и ум. Но это будет происходить не каждый раз. Более того, я считаю, что медитации, во время которых проявляются страх, гнев и другие негативные эмоции, бывают даже более плодотворными, чем «спокойные» медитации. Потому что во время таких сеансов деструктивные, подавленные эмоции находят свой выход.

Важно всегда делать акцент на том, что во время медитации практикующий может испытывать любые ощущения . И часто они не значат ровно ничего в контексте оценки правильности и качества выполнения медитации. Пришла радость – хорошо. Пришло чувство покоя – хорошо. Пришел страх – хорошо. Пришла депрессия, грусть – хорошо.

Как правило, если кого-то не предупредить о том, что не верно оценивать свою практику исходя из ощущений, то такой человек прекратит ей заниматься, когда эти чувства исчезнут. А они исчезнут. Может быть на время, но пропадут. Потому что все наши чувства временные.

О том, как маленькие ручейки превращаются в большой поток

Обучение медитации – тонкий процесс, требующий особенного подхода. Я внимательно наблюдаю за деятельностью моих отечественных и западных коллег, стараясь научиться у них как можно большему.

«…я отдаю себе отчет в том, что разным людям нужны разные инструкции… Какие-то люди с удовольствием приступят к практике, если им расскажут о просветлении и работе чакр, им не интересно то, что говорит наука. И это нормально».

И вижу, как важно в этом процессе соблюдать баланс между тем, чтобы заинтересовать людей и тем, чтобы не вызвать нереалистичных ожиданий. Например, выкладки из научных исследований, доказывающих эффективность практики, вкупе с восторженными , чью жизнь медитация изменила, служат для всех хорошую службу, они побуждают широкие слои общества к технике. Но без адекватной и информации о том, как применять эти методы на практике, чего стоит ждать, а чего не стоит, многие люди могут бросить медитировать, когда после нескольких недель занятий они не обнаружат исчезновения всех проблем и страхов. В своих статьях я стараюсь постоянно повторять, что медитация – это инструмент, а не самоцель. И если аспекты практики не применять в своей повседневной жизни, то толка (а главное понимания для чего это нужно и, как следствие, мотивации) будет немного.

Жесткое следование списку формальных правил медитации оберегает учителей от ненужной самодеятельности и частного произвола, как это происходит в крупных центрах медитации. Но этот же фактор может сформировать отсутствие гибкости в объяснении техники, что в некоторых организациях может переходить в ранг какого-то . Поэтому и здесь тоже будет полезно соблюдать баланс.

Я и сейчас могу мягко критиковать некоторые подходы к обучению медитации. Но при этом я отдаю себе отчет в том, что разным людям нужны разные инструкции. Раньше мне казалось, что многие способы обучать людей медитации, которые отличались от моего подхода, неправильные. Но со временем я смягчил свое отношение к ним.

Люди отличаются друг от друга. Кому-то ближе мой «рациональный» подход к практике, как к упражнению по развитию внимания, осознанности, интеллекта, способа избавления от и . Другим же это будет не интересно. Зато они с удовольствием приступят к практике, если им расскажут о просветлении и работе чакр. Им не интересно то, что говорит наука. И это нормально.

Кто-то ни за что не будет обучаться медитации за деньги, веря в то, что такое знание должно быть только «бесплатным». И такие люди найдут соответствующие организации. А другой человек, наоборот, скорее поверит в то, что, если он не заплатит за обучение, то не получит эффект. И таких людей тоже не мало, в основном, это состоятельные люди, убежденные в том, что «бесплатно» и «качественно» — понятия несовместимые.

Думаю, вам будет интересно ознакомиться со списком студентов «трансцендентальной медитации» (это всемирная организация, которую я всегда считал крайне коммерционализированной, нацеленной исключительно на зарабатывание денег). Наверняка вы найдете в этом списке своих любимых актеров или музыкантов. И несмотря на то, что мне никогда не нравились методы этой организации по привлечению людей к практике, я вижу, что результат на лицо! Десятки известных людей изменили свою жизнь, избавились от депрессии, стали счастливее. Да, они заплатили немало денег, но по-другому они, возможно, никогда бы не дошли до практики!

Есть люди, которым, чтобы обучиться медитации потребуется лишь приблизительная инструкция, умещающаяся в одном предложении. Но есть также много тех, кому понадобятся месяцы работы с опытным преподавателем, чтобы научиться медитировать. Люди разные, и это абсолютно нормально!

С вами бывает такое, что ваши собственные мысли достают вас? Какая-то проблема, будущее событие или прошлая обида не дают вам покоя. Вы все уже решили, приняли возможные меры, смирились с неизбежными потерями и т.д., но мысли о беспокоящем событии никак не оставляют вас. Они снова и снова приходят в голову и вам никак не удается отделаться от них.

Думаю, вам это знакомо. И также, наверняка знакомо и то раздражение, которое испытываешь, когда отвлекающие мысли мешают сосредоточится на важном деле.

Ну, а раз так, то идея заниматься практиками ментального самоконтроля должна показаться вам весьма разумной и полезной.

И сегодня я расскажу вам об одной из таких практик – медитации наблюдения за мыслями .

Суть этой техники в том, что вы стараетесь просто наблюдать за процессом появления и ухода возникающих у вас мыслей, не вовлекаясь в процесс обдумывания. Т.е., вы наблюдаете за этим процессом как бы со стороны.

Методика эта используется уже не одну тысячу лет в йоге и буддизме, а в последние десятилетия попала и в круг интересов современной науки.

В чем польза от этой практики

Развивает центрированную позицию восприятия

Большинство проблем в поведении и общении связаны с тем, что нас «захватывают» какие-то мысли, чувства или желания. Т.е., включаются какие-то негативные подсознательные программы и в результате, мы можем, например, наговорить что-то близкому человеку или начальнику такого, о чем потом будем сильно жалеть, или провести пол-дня в пустых блужданиях по интернету, вместо того, чтобы заниматься важным проектом и т.п.

Когда мы находимся в центрированной, осознающей позиции, нам проще замечать включение подобных негативных программ и не поддаваться им.

Снижает влияние негативных мыслей

Если чувство тревоги ваш постоянный спутник, то вы знаете, что именно навязчивые тревожные мысли поддерживают это неприятное состояние. Умение отстраниться от потока мыслей помогает значительно снизить их влияние на наше эмоциональное состояние.

Начинаете замечать, что и как влияет на вас

Фильмы, книги, общение – все это не проходит бесследно. Мозг, наш внутренний компьютер, находится в постоянной работе. Вся информация, которая в него поступает обрабатывается и так или иначе влияет на то, какие мысли будут приходить вам в голову. А от этого будет, в свою очередь, зависеть и ваше общее состояние

Если вы еще не занимались подобными практиками, то идея наблюдения за своими собственными мыслями может показаться вам парадоксальной. Как я могу наблюдать за тем, что порождаю сам?

Это вопрос о том, с чем мы себя отождествляем. я давал практику разотождествления, которая помогает осознать, почувствовать, что мы можем не отождествлять себя, свое истинное я ни с телом, ни с чувствами, ни с разумом. Но, это отдельная история. Нам же сейчас просто важно понять, что мы вовсе не обязаны отождествлять себя со своими мыслями.

Мы говорим «мне пришла в голову мысль». Мы не говорим, что мы сделали, создали эту мысль. Она сама пришла. Большинство наших мыслей – это как бы фоновая работа нашего мозга, нашего разума, нашего бессознательного, нашего внутреннего компьютера, если хотите.

Мы, конечно, можем сознательно включиться в процесс мышления. Но, это как раз то, чего мы стараемся избегать в данной медитации. Мы наблюдаем за процессом спонтанного мышления, за теми мыслями, которые сами «приходят нам в голову»

Наблюдение за мыслями можно отнести к практике развития внимательности, осознанности. И как я уже ранее писал, эту практику можно условно разделить на формальную и не формальную .

Формальная – когда вы специально выделяете на это время, принимаете медитативную позу и полностью фокусируетесь на этой задаче.

Неформальная , когда вы решаете понаблюдать за своими мыслями в любой подходящей для этого обстановке: дома, во время прогулки, в очереди, в общественном транспорте, на бестолковом совещании 🙂 и т.д.

В любом варианте, задача остается одна и та же – наблюдать за процессом возникновения и рассеивания мыслей, не вовлекаясь в их обдумывание. Если вы замечаете, что какая-то мысль увлекла вас – просто скажите себе мысленно «Стоп» и вернитесь в позицию наблюдателя.

Формальная практика имеет более четкую структуру и несколько вариантов выполнения.

Здесь я описываю один базовый вариант, который сам применяю.

Техника выполнения медитации

Вот краткий перечень всех этапов этой медитации

Сформулировать намерение
Принять позу
Расслабиться, успокоится
Перейти в осознанное состояние
Приступить к практике наблюдения за мыслями
Выход

А теперь, подробнее по каждому этапу.

Сформулировать намерение

Хорошая идея – напоминать себе в начале занятия, ради чего, собственно, вы это делаете. Это поможет сохранять мотивацию. Кроме того, важно определиться с временем занятия, поставить таймер и напомнить себе, что сейчас вы собираетесь заняться медитативной практикой в течение всего… минут и на это время вы вполне можете отложить свое беспокойство относительно насущных дел

Поза

Традиционно, главная рекомендация – прямая спина. Не обязательно в позе лотоса или со скрещенными ногами. Можно и на стуле и на диване или в кресле. В этом случае, хорошая идея – использовать одну-две небольшие подушки, распределив их так, чтобы было удобно сидеть прямо

Глаза открыты или закрыты. Если открыты, можно расфокусировать или направить взгляд вниз, примерно под 45 градусов. Постепенно расфокусированность сама может возникнуть, по крайней мере на периферии зрения. Все это не особо существенно, важно не блуждать взглядом, не отвлекаться на визуальные стимулы.

Расслабиться, успокоиться

Начинаем с контроля позы, ощущений соприкосновения тела, ног с поверхностью сидения, пола. Последовательно расслабляем мышцы, не участвующие в поддержании позы

Перейти в осознанное состояние

Начинаем наблюдать за дыханием в течение нескольких минут или до счета 21. Это помогает перейти в более осознанное, центрированное состояние.

Можно выбрать любые ощущения проявления дыхания (движения живота, груди, ощущения в области носа) или можно последовательно, сначала одну-две минуты наблюдать за движением живота – груди, потом перейти к наблюдению за ощущениями в области носа.

На этом этапе, если появляются отвлечения (мысли, звуки и т.п.) – осознаете что отвлеклись и спокойно возвращаете внимание к наблюдению за дыханием.

Приступить к практике наблюдения за мыслями

Переходим к наблюдению за мыслями. Задача – осознать появление мысли, но не вовлекаться в ее обдумывание. Мысли будут приходить и уходить, вы просто наблюдаете за их приходом и уходом. Если вовлеклись – осознаете это и опять как бы отступаете в сторону (или как бы мысленно делаете шаг назад), становитесь наблюдателем.

Если устали – можно вернуться к наблюдению за дыханием.

Мне нравится идея переключения скоростей, которую я узнал от Алана Уоллеса – известного учителя медитации.

Проще наблюдать за дыханием, чем за мыслями. При этом проще наблюдать за движением живота, груди, чем за движением воздуха в области ноздрей.

Поэтому, вы как бы переключаете скорости, как на машине. Чтобы начать, тронуться с места, вы включаете первую скорость и наблюдаете за дыханием в области живота и груди. Войдя в осознанную позицию вам проще переключиться на вторую скорость и наблюдать уже за менее грубыми ощущениями дыхания в области ноздрей. Это еще больше успокаивает и концентрирует вас и вы можете перейти на третью скорость и начать наблюдать за мыслями.

Но, потом, вы можете немного устать, это похоже на то, что дорога пошла в гору и надо понизить передачу – вы возвращаетесь за наблюдением за дыханием в области ноздрей. Если и это кажется трудным – опускаетесь на еще более простой уровень – наблюдение за движением живота и груди. Стабилизировавшись на этом уровне, вы сможете двинуться опять в сторону более сложных задач.

И таким образом вы можете как бы переключаться с одного уровня сложности к другому в течение всего отведенного времени на занятие.

Выход

В буддийской традиции, принято заканчивать медитацию «посвящением заслуг», т.е. как бы посвящением того труда, который вы вложили и тех результатов саморазвития, которых достигли на благо освобождения, просветления всех живых существ (это, конечно, весьма упрощенное определение). Но, я не специалист и не учитель по буддизму и обучаю только светскому варианту медитаций, т.е. рассматривая их только как психотехники. Поэтому, будем говорить о привычном для трансовых техник термине «выход»

В данной практике вы вряд ли будете погружаться в глубокий транс, поэтому, особой технической необходимость в специальном выходе нет, но я считаю, что просто вскочить с первым звонком таймера не лучшая идея. Мне кажется важным то, как мы завершаем любую практику. С какими мыслями, с какими эмоциями и намерениями.

Если вам сложно заниматься регулярно, то важно похвалить, поздравить себя с успешной реализацией своего плана. Вы запланировали, вы позанимались, и теперь, даже собственная похвала и чувство удовлетворения послужат позитивным подкреплением, что поможет вам быстрее сформировать привычку регулярно медитировать.

Если вы часто отвлекаетесь в течение дня – завершите свой медитативный сеанс пожеланием себе сохранять осознанность и сфокусированность на важном

Надеюсь, что у вас возник интерес к этой технике и желание ее практиковать и я буду рад получить ваши комментарии и ответить вопросы.

Здесь только о дневной практике наблюдения за содержанием ума. Эта практика является подготовительной для следующей практики, наблюдения умом самого себя.
Суть этой практики заключается в том, что под наблюдением за содержанием ума имеется в виду не отслеживание каждой мысли, а не впадение в ментальную грезу. Когда мы неосознанно вовлекаемся в мечты, то главным героем обычно бывает наша выдуманная персона . Вот это вовлечение и называется ментальной грезой.
Привычка заглядывать в содержание ума избавит нас от периодов неосознанного мышления, в которых находится основной пласт васан , привычке ума к личностным мыслям. Обычный двойственный ум состоит на 80% из мыслей о себе и на 20% обо всем остальном. Мы должны избавиться от этих 80% мыслей, чтобы нам легче было в Осознании Сознающего-Мыслящего-Воспринимающего(Я есть-чувство себя-бытия) Но эту работу нужно сделать качественно, на пять с плюсом. Вот почему она такая сложная и длинная.
Наблюдение за содержанием ума - есть самопознание, оно расскажет нам про ум. Необходимо запастись терпением, потому что ум нельзя быстро опустошить. Наблюдать будем так часто, как можем нобез фанатизма. Если наша устремленность будет сильна и мы будем использовать всё свое свободное время, то этого будет достаточно. Наблюдение за содержанием ума, это разворот ума на самого себя. Эта практика опустошает ум и происходят периоды безмыслия. Нам нужно постепенно « пробовать их на вкус» и привыкать к ним. Во время этой практики личность начинает меркнуть, что нам и надо.
Так как ум быстро устает от монотонной практики, то мы можем менять техники. В одно время мы можем смотреть в ум, выныривая из грез, а когда не заняты работой, мы распознаем присутствие знания «Я ЕСТЬ»(Сознающий или «чувство»-знание себя-бытия). Здесь главное знать, что фиксация ума и деятельность ума несовместимы. Позже мы все равно увидим, что ум как таковой сам и есть Истинное Я.
Так как большинство из нас работает или учится, то нам нужно распространить практику и на это время. Но начинать нужно в спокойных условиях. Можно просто закрыть глаза и прочувствовать, как это находиться внутри. Посмотреть на мысли, как они приходят и уходят. Хотя на самом деле нет внешнего и внутреннего, но мы в основном знаем как смотреть наружу, но не внутрь.

Попривыкнув к этому состоянию, постепенно переносим его на дневные активности. Начинаем с часа. Находим дома простую монотонную работу, моем посуду, пылесосим. Во время этой работы, внимательно смотрим на свои мысли. Фишка в том, что бы ни разу не потерять осознание того, о чем мы думаем. О чем мы будем думать, не так важно, важно чтобы мы не пропустили ни одной мысли. В начале будут неудачи, но просто необходимо возвращаться к осознаванию того, о чем мы думаем и как можно дольше удерживать его.
Не нужно выслеживать мысли, как кот мышку. От такого напряжения мы быстро устанем и обязательно заболит голова. У нас должно быть легкое заинтерисованное наблюдение. На ощущения тела, мы тоже не обращаем внимание, только на мысли. Нам необходимо изучить свой ум через постоянное наблюдение. Нужно заглядывать в ум как можно чаще и сделать это своей привычкой. Наблюдение за умом постепенно поднимет нас с ментального на интуитивный уровень сознания. Важный момент в практике, это постепенность и постоянство. Стоит нам сделать перерыв на два дня и мы сразу почувствуем как нас уносит в неосознанное мышление.
Каждый день, в течении отведенного часа , мы постепенно привыкаем к наблюдению за мыслями и со временем сможем осознавать их все до одной. Постепенно будет появляться «просвет ясности», и после некоторой стабилизации, увеличиваем время практики до двух часов. Месяца три-четыре у нас должно уйти на развитие привычки заглядывать в ум. И еще какое-то время на то, что-бы она сделала своё дело. А когда мы утвердимся в двух-часовом безусильном наблюдении, то оно спонтанно распространится на весь период бодрствования. Всё это меняет наш ум и делает его недвойственным.
Потренировавшись дома, мы переносим нашу практику на более сложные дневные активности . Придет время, когда мы сможем безусильно осознавать мысли и одновременно разговаривать с кем нибудь. Осознавание мыслей, которые являются проявлениями «Я ЕСТЬ», должно покрыть всё состояние бодрствования и спонтанно перейти и покрыть состояние сна со сновидениями и без сновидений. В глубоком сне без сновидений нечего наблюдать, там ум отражает «Ничто». Ум начинает знать себя во всех трех состояниях, и поэтому они становятся одним состоянием.Усилия нам нужны только в начале , когда мы привыкаем быть внимательными к мыслям. В конце концов мысли уходят, остается только внимание.


Top