Родителям о выборе профессии их детьми. Особенности подростковой профориентации Профессиональная помощь в выборе профессии

Если Вы когда-либо задавались вопросами о том, что такое профориентация, как выбрать профессию, кем быть и где учиться, как избежать ошибок при выборе будущей специальности, какие виды профориентации существуют и доступны каждому человеку независимо от возраста, то этот материал даст Вам ответы на всё вышеперечисленное и даже больше. Начав с базовых понятий, Вы постепенно узнаете всю необходимую информацию в кратком виде для первых шагов в нелёгком пути выбора первой профессии или осознанного исправления ошибок молодости и получения новой специальности.

Что такое профориентация

На определённом этапе жизни каждому человеку приходится принимать одно из наиболее важных решений в своей жизни: определиться со сферой образования и выбрать профессию. Как показывает практика, многие люди испытывают затруднения в выборе карьерного пути по самым разнообразным причинам. Эти причины заметно отличаются в зависимости от возраста и положения человека, но есть и присущие практически всем без исключения. Попробуем разобраться с профориентацией в России, начав с самых основ и постепенно двигаясь к стоящей у многих проблемы профориентации и выбора дальнейшей профессии.

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).

Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.

К сожалению, в настоящий момент не ведётся какой-либо масштабной и системной работы для помощи в профессиональном самоопределении, начиная со школьников и заканчивая взрослыми людьми. И если для взрослых подобная профориентационная работа частично ведётся службами занятости населения, хотя и рассматривается больше как дополнительная услуга, то в школах профориентация школьников отдана на откуп администрации и учителям. К счастью многие понимают всю важность выбора профессии и устраивают различные мероприятия, направленные на выявление у учеников склонностей и способностей к той или иной профессии. В числе таких мероприятий можно назвать психологические тестирования, экскурсии на предприятия, уроки с презентациями профессий и многое другое.

Таким образом, в целом, процессы помощи молодому поколению с выбором профессии находятся в довольно плачевном состоянии и сильно зависят от людей на местах. Однако тот факт, что помочь определиться с профессией своему ребёнку может каждый родитель не может не радовать. Информационные ресурсы и разнообразные профориентационные тесты значительно облегчат процесс выбора и помогут принять верное решение.

«Кем стать?» или как выбрать профессию правильно

Выбор профессии – это одно из самых важных решений, который зачастую определяет всю дальнейшую жизнь, и легкомысленное отношение к нему совершенно неуместно.

Перед тем, как начать выбирать интересный карьерный путь необходимо прислушаться к себе и определить наиболее важные именно для Вас критерии будущей профессии. Условно причины выбора той или иной профессии можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Внешние причины выбора профессии


Внутренние причины выбора профессии

  1. Интерес – наряду со способностями одна из важнейших причин к выбору той или иной профессии. Наличие интереса может компенсировать недостатки в других областях, таких как: склонности, таланты, знания и тому подобных.
  2. Физические возможности – если у Вас аллергия на пыльцу, то ботанические и аграрные профессии с высокой степенью вероятности окажутся недоступными. Для музыкантов необходимо наличие слуха, для певцов голоса, повара и дегустаторы не смогут обойтись без развитых от природы вкусовых рецепторов. Исключения, конечно же, бывают, но они редки и больше подтверждают правило.
  3. Наличие склонностей, талантов, способностей – уже в детских садах и школах становятся видны склонности к разным видам деятельности. Если человек в школе с трудом осваивал математику и физику, то вряд ли ему стоит связывать карьерный путь с этими направлениями.
  4. Возможность самореализации – естественное желание быть мастером своего дела, расти и развиваться как профессионал.

Несомненно, мы привели далеко не все причины связанные с выбором профессии. Более подробно с ними можно ознакомиться в нашем материале Основные причины выбора профессии.

Важность профориентации

В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую для себя – нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.

Наиболее успешен в своей карьере тот человек, который с радостью ходит на работу как на праздник, а это возможно только при грамотно проведённой профориентационной работе. В лучшем случае такая работа продолжается на протяжении всей жизни человека, начиная с детского сада и школы и продолжаясь на рабочем месте. В разном возрасте профориентация решает различающиеся проблемы: в школе это вопрос выбора профессии, а в организации может быть адаптацией к процессу труда.

В России значительно ослабли позиции значимости трудового воспитания подрастающего поколения. Свою роль в этом процессе сыграли как средства массовой информации, формирующие преимущественно потребительское отношение к жизни, так и значительное разделение престижности профессий, пусть и не всегда совпадающее с действительностью. Молодежь мечтает о возможности сделать лёгкую и быструю карьеру в экономической или юридической сферах, в то время как наука, работа руками и сельское хозяйство часто воспринимается как работа для неудачников. Однако грамотный специалист на крупном предприятии может получать значительно большую зарплату, чем очередной экономист в офисе.

Заметно увеличилось и количество людей работающих не по полученной специальности, особенно сильно эта тенденция прослеживается среди выпускников высших учебных заведений. Таким образом, рынок труда за счёт государственных средств, ушедших на образование студента, насыщается бесполезными специалистами.

Эти и другие проблемы может решить грамотно и вовремя проводимая профориентация, начиная с детского сада и на протяжении всего времени обучения в школе и средне-специальных или высших учебных заведениях.

Функции профориентации

Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную и профилактическую функции.

Диагностическая функция

  • Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности
  • Находит положительные качества личности
  • Изучает познавательные интересы детей и взрослых
  • Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии
  • Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения
  • Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности

Организационная функция

  • Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность
  • Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов
  • Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий
  • Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала
  • Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее)

Информационная функция

  • Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА.
  • Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах

Профилактическая функция

  • Уменьшает количество ошибок при выборе профессии
  • Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий

Более подробный разбор ошибок и методов их преодоления в отдельном материале — .

Виды профориентации и профориентационных услуг

Существует 4 основных направления профориентационной работы. Все они по-своему важны и для эффективной работы обычно используются комплексно.

  1. Профессиональное информирование – знакомство людей с многообразием видов возможных профессий в современном обществе. Сбор, обработка и публикация информационных материалов о состоянии рынка труда и образовательных услуг, их перспективами развития. Также включает в себя информирование о формах профессий, требованиям к ним для будущих специалистов и возможностях профессионального роста.
  2. Профессиональный подбор (профотбор) – определение степени соответствия и пригодности человека как профессионала к определённому рабочему месту или должности на основе должностных инструкций и нормативных требований.
  3. Профессиональное консультирование большое количество предлагаемых видов помощи человеку в профессиональном определении для принятия им самостоятельного, осознанного решения в непростом вопросе выбора профессии. Также помогает определить дальнейшие направления профессионального обучения и трудоустройства с учётом возможностей конкретного человека, его психологических и психофизиологических возможностей наряду с предъявляемыми требованиями рынка труда.
  4. Психологическая поддержка – диагностика и корректировка психического состояния человека, психологическое сопровождение его профессиональной деятельности. Помогает адаптироваться к имеющейся ситуации, повысить психологическую компетентность, снизить случаи профессионального выгорания и деформации специалистов.

Кроме общих направлений стоит выделить и отметить частные виды профориентационной работы и предоставления услуг:


Заключение

Владея всей вышеперечисленной информацией, для Вас не составит труда не попасться на удочку шарлатанов, которые, расплодившись в большом количестве, предлагают пройти якобы бесплатные профориентационные тесты в интернете, внезапно требуя оплату для получения результатов, а начать осознанный, самостоятельно выбранный, путь к профессии своей мечты.

Если же вопросы ещё остались или хочется узнать более подробную информацию по той или иной тематике, то этот сайт сделан специально для помощи Вам. Здесь Вы найдёте большое количество новостей и материалов, раскрывающих все аспекты выбора профессии, подготовки к ЕГЭ и ГИА, а также возможность пройти тесты на профориентацию онлайн. Все наши тесты совершенно бесплатны и результат доступен сразу же после прохождения.

Искренне и от всей души желаем Вам решить все вопросы на тему «Кем стать?» и выбрать профессию по душе.

«Начинаем знакомство с профессиями с младшего дошкольного возраста»

Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они самореализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребенок больше всего.

Знакомство детей с профессиями можно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в юном поколении. Огромное значение в воспитании детей имеет знакомство с трудом взрослого человека. Рассказы детям о профессиях расширяют их кругозор, у них проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.

Как рассказать детям о профессиях. Советы

Н
апример, во время прогулки учите ребенка бросать мусор только в урну. Расскажите ему, что рано утром дворники подметают улицы, чтобы город был чистым, и всем было бы приятно гулять в нем. В магазине обратите внимание на то, что товар был привезен на больших машинах рано утром, потом его выгрузили грузчики, а продавцы аккуратно составили все на полках.

Нужно рассказать детям о профессии родителей. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу. Покажите грамоты и награды, которые вы получили. Не стоит насаждать ребенку свое мнение по поводу привлекательности одной профессии над другой. Это создает пренебрежительное отношение к людям данных профессий. Ведь кому-то, например, и пол мыть нужно, и мусор возить.

Т
ак же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они могут познакомиться с различным инструментами и приспособлениями, понять кто и что делает на работе.

Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопиться не стоит. Но это заблуждение. Многие методисты придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в раннем детстве, а точнее в возрасте до трех лет. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни.

Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг, рассказать им интересные истории из жизни или фильмов. Для более старших детей подойдут карточки, игры в лото, в доктора, в магазин. Помимо всего этого рисуйте или раскрашивайте вместе представителей разных профессий, их инструменты, одежду. Обсуждайте, кто и что делает, выслушивайте мнение ребенка о том, хочет ли он этим заниматься или нет.

М

ного внимания уделяется знакомству с профессиями в детском саду и школе. В садиках обычно есть игрушечные кухни, магазины, парикмахерские. Проводятся экскурсии, которые знакомят с трудом взрослых. Дети обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться. В школе проводят уроки по профориентации учеников, на которые приходят люди разных профессий, а для старшеклассников проводят тесты на определение типа личности. Уже в детском саду хорошо собирать чаще деток вместе с родителями. Это совместные мероприятия, посещение родителями занятий.

Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают, кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей.

Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находить дело по душе. И наша задача, а также родителей правильно, но не навязчиво помочь ребенку правильно выбрать профессию по душе.

Вообще можно сказать, что знакомство детей с профессиями очень важно именно в достаточно юном возрасте, так как это помогает дальнейшей социализации личности, найти свое место в обществе.

В каждой семье по-разному подходят к обучающему моменту. Родители решают для себя сами, когда и в каком объеме малыш готов получать знания. Как познакомить ребенка с окружающим растительным и животным миром, в какое время стоит начинать учить малыша чтению или письму и когда рассказать о профессиях. Последнее чрезвычайно важно для самосознания ребенка, для правильного формирования отношения к собственному труду и работе других людей, определения их роли в человеческой жизни. Переходя от одного обучающего момента к другому – ребенок развивается. Когда ребенка знакомить с профессиями? Начинать рассказывать некоторые отличия одной профессии от другой можно уже с полутора-двухлетнего возраста малыша. Но, преследуя благие намерения обучить ребенка существующим во взрослом мире работам, необходимо не забывать о том, что малышам многие вещи осмыслить еще тяжело. Особенно то, что они никогда не видели, или о чем совершенно не имеют представления. Потому первыми в списке будут профессии, с представителями которых дети встречаются достаточно часто – продавцы, водители общественного транспорта, дворники, врачи, милиционеры. Когда ребенок уже имеет некое представление о машинах, механизмах, инструментах и рабочем инвентаре, можно постепенно вводить понятия других профессий.

С 3-4 лет дети уже немного должны знать о том, где и кем работают члены семьи – мама, папа, бабушка; в чем заключается их работа, чем ценна. С возрастом информация должна дополняться. Как познакомить ребенка с профессиями? Походы на рабочие места и экскурсии. Чтобы рассказать малышу о таких профессиях как продавец, повар или строитель, можно сходить в продуктовый магазин, в столовую, подойти к возводящемуся или ремонтируемому зданию и на наглядных примерах описать принципы работы и используемые инструменты. Например, продавец взвешивает и упаковывает фрукты, а затем за плату отдает их покупателю и т.д. Познакомить ребенка с пожарниками, рыбаками или стоматологом, можно, совершив экскурсионный поход на их рабочее место. Сейчас много подобных путешествий предлагается туристическими фирмами и разрабатываются в рамках обучающей программы дошкольных учреждений.



Чтение книг

М

ногие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский – «Кем быть?» А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа». Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер». С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др. Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик. Кроме рассказы.

Ролевые игры

Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребенком, или когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера. Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту. В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток), специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения), так и купленные тематические наборы (игрушка кухня, набор доктора или пожарная машина). Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребенка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.

Мультфильмы и специальные видеоролики

С

ледующий вариант знакомства с профессиями подойдет для спокойных и усидчивых малышей. Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определенного возраста. Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника. Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий. Дидактический материал: детям о профессиях Производители детской продукции предлагают в помощь родителям и воспитателям детских садиков разнообразные карточки и плакаты с изображением представителей разных профессий в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина – танцует, кассир – выбивает чек. Рассматривая изображения вместе с ребенком, взрослые могут задавать наводящие вопросы, обсуждать внешний вид работника и нарисованные аксессуары.

Как следует знакомить ребенка с профессиями

Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители, аниматоры в развивающих центрах или воспитатели в детском садике есть некий план (схема), что за чем следует делать:

    Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.

    В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.

    Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.

    Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.

    Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.

    В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.

Обучайте малышей играя!

Вы знаете, какой-то умник где-то написал, что поиск своего призвания похож на озарение, и многие читали эту неведомую книжку. Что вот однажды нас осеняет: «Мое!», - и больше никаких сомнений. Часто человек, обращаясь за помощью в поиске профессии ждет, что психолог откопает внутри него какое-то сокровище, про которое конечно же все понятно, что оно ценное и блестящее, вооружайся и зарабатывай миллионы. На практике выходит, что никакого готового сокровища, призвания, не заметного человеку, но заметного психологу, внутри человека нет! Расставшись с иллюзией, мы находим лишь крошечные ростки способностей и интересов, а иногда и то, что считали сорняками, мимо которых ходили тысячу раз. И все, что нужно, - это начать их ежедневно поливать. По мере роста они начнут оформляться в настоящие деревья и мы поймем, как они называются. Некоторые будут срастаться и сплетаться, образуя невиданные комбинации.

- Батюшки, неужто это Золотая рыбка сжалилась?
- Нет, бабуся, это я сам!

«Вовка в Тридевятом царстве»

Задатки и способности

Из курса психологии/биологии мы знаем, что младенец рождается с различными физиологическими особенностями: свойствами мозга, тела, органов чувств. По мере роста, если ребенок использует свои задатки в деятельности, из них формируются способности, особенно быстро в той среде, где есть множество объектов применения этих задатков. Итак к определенному возрасту у человека есть определенный набор способностей и тех задатков, из которых могут сформироваться новые способности. Перечислю основные: интеллект, креативность, математические, технические, музыкальные, литературные, художественные, физические. Замечу, ни одна способность не обязывает выбирать по ней профессию, потому что существуют критерии, которые я перечисляю дальше.

Темперамент

Также врожденным является темперамент, в основу которого ложится тип нервной системы. Для разных видов деятельности лучше подходят люди с определенными типами темперамента: интраверты тяготятся продажами и руководящими постами, стремятся снизить уровень стимуляции, получаемой от внешнего мира, лучше работают с одним человеком, с приборами, текстом, растениями. Экстраверт быстро выйдет из себя, занимаясь корректурой текста или кропотливой однообразной работой, зато может выдержать 8 часов работы воспитателя в детском саду и киловаты звука на концерте. К неподходящей по темпераменту деятельности можно приспособиться, но она всегда будет требовать больших энергетических затрат.

Склонности

Интересы и ценности человека - топливо, на котором профессия будет развиваться, которое позволит преодолевать трудности, получать удовольствие от работы. Каждая профессия реализует в себе какие-то ценности: сохранять людям жизнь и здоровье, развивать науку и технику, приносить радость, создавать красивое, обличать пороки общества, просвещать, развивать и т.д. Важно, чтобы ваше ежедневное трудное занятие не противоречило совести, тогда вы будете чувствовать свое дело ценным, а себя хорошим. Интерес - главная эмоция, которая движет к поиску нового, исследованию, не дает стоять на месте, снабжает энергией.

Характер

Но важнее всего для профессии, я считаю, - характер - то, что формировалось при жизни, с детства, в семье и школе, в основе которого лежат потребности человека: потребность в безопасности, комфорте, быть любимым, нравиться, контролировать, быть компетентным, признанным и т.д. Часто работой человек залечивает свои психологические дефициты или утраты. В этой области могут лежать предпочтения работать или нет с людьми, с одним или со многими, с детьми или взрослыми. Важно ли иметь быстрый результат или можно строить долгосрочные проекты. Будем ли мы рисковать или организовывать надежную и стабильную среду. Среди многих профессий, соответствующих способностям, ценностям, интересам, темпераменту и склонностям, человек выбирает ту, что компенсирует его «базовый дефект». А иногда и жертвует некоторыми критериями ради этого. (Вот умел же рисовать Алоис Гидлер, ан нет!)

Как помогает психолог

Психолог использует тесты для определения темперамента, способностей, различные методики для выявления склонностей, ценностей, интересов, определяет особенности характера, потребности.
Важная помощь психолога тут состоит также в том, чтобы найти «росточки», которые находятся в тени, не осознаются человеком. Например, можно не замечать некоторых своих способностей, потому что думаешь, что это обычно и у всех так. Можно не осознавать истинные потребности или стыдиться их. Отвергать часть своей личности, которую принято было отвергать в родительской семье, и никогда не пользоваться ею. Можно вообще ничего не понимать о себе, обладая «ложной личностью», которая живет чужими интересами и руководствуется чужими установками. Можно пере- и недооценивать свои свойства из-за проблем с самооценкой. Можно отвергать часть профессий в страхе пойти против родительских установок.

Дальше самое важное

Но самое важное, что с этого все только начинается, потому что дальше нужно пробовать найденное, много думать, выдерживать неопределенность, не стыдиться некомпетентности, проявлять волю. И в скором времени профессию обязательно удастся вырастить! И назвать.

Как узнать свое призвание?

Один из наиболее выдающихся философов конца XX века по имени Ричард Рорти выдвинул концепцию, согласно которой кассир-продавец, безукоризненно выполняющий свою работу, в современном мире стоит в иерархии выше бестолкового директора нефтяной компании или непродуктивного физика-ядерщика. Согласно Рорти, "престиж" должности сегодня уже не значит ровным счетом ничего. Другими словами, не столь важно что ты делаешь, важно как ты это делаешь. Тезис, казалось бы, тривиальный, тем не менее год за годом мы, склонив голову, идём на нелюбимую работу, утешая себя такими абстрактными понятиями как перспективы, престиж или стабильность. Год за годом выпускники школ поступают на факультеты управления и экономики, потому что это им кажется хорошей идеей, а через пару лет задаются вопросом, почему они этим занимаются.
Проблема здесь кроется глубоко в нас самих: во-первых, люди вообще обычно не знают, что хотят, а во-вторых, не все мечты исполнимы - даже если Вы точно знаете, что хотели бы себя видеть генеральным директором компании "Apple", это не дает никаких ощутимых шансов на успех на этой стезе. В планировании своего будущего важно не беспамятно бросаться в сторону мечты детства (которая имеет все шансы рассыпаться при первой серьезной проблеме на пути к ней), а получше приглядеться к себе. Хотя что и говорить, посмотреть на самого себя со стороны - это всё равно что вытягивать себя за волосы из болота. К счастью, умные люди давно уже это заметили и еще в начале прошлого века начали разрабатывать программы профориентации , или, проще говоря, определенные методы для определения склонностей индивида к определенному роду деятельности. Под методами чаще всего понимаются различного рода тесты, которые на сегодняшний день можно пройти бесплатно и онлайн. Плюс со временем хитроумность такого рода методов возросла: если не так давно в школе давали смехотворный бланк с практически прямыми вопросами "Кем Вы хотите стать, когда вырастете?", то сейчас ответ на этот вопрос ищут куда более изощренно. Мы подобрали несколько интернет-источников, которые бесплатно помогут Вам определиться с профессиональными наклонностями и личными предпочтениями, если еще не поздно. А как показывает практика, поздно не бывает никогда.

Короткая заметка для особо любопытных. Как Вы наверняка понимаете, интернет-тесты никогда не дают гарантии достоверности и не претендуют на полную объективность. Точнее сказать, на пути к объективности у них стоит одно очень серьезное препятствие - это человеческая психика. Странным образом, даже искренне желая получить объективный результат, мы порой не всегда контролируем искренность самих ответов. Это совершенно нормальное явление: когда человек задумывается над ответом, в его голове проплывает множество вариантов, прежде чем он остановится на одном из них по какой-либо причине. Как раз эта причина и есть ключ к разгадке: очень часто мы интуитивно разгадываем намерение того или иного вопроса и отвечаем на него таким образом, чтобы увидеть желаемый результат. Особенно это касается профессиональной ориентации, где варианты ответов более или менее известны предсказуемы.
Вообще подобные эксперименты эффективно работают только в двух случаях: либо при условии полной непредсказуемости (что в данном случае не работает), либо при условии честного сбора фактов о самом себе. Соответственно, столкнувшись с вопросом "Организованный ли Вы человек?", вспомните о своем прошлом опыте самоорганизации и ищите ответ именно там, а не в образе будущего себя, то есть каким бы Вы хотели бы быть . Отговорки типа "Вот когда я буду работать, то я точно буду супер-организованным!" не годятся, потому что они не отображают положения вещей в настоящее время. В противном случае, если в ответах исходить из проекта себя в будущем, Вы не узнаете того, кем Вы являетесь сейчас. Делая так, Вы задаете вопрос не "В чем я могу преуспеть?", а "Кем я хочу стать?", причем, что Вы уже знаете ответ и только ищете ему обоснования.
Не бойтесь признаться себе в каких-то недостатках и будьте предельно честны с собой, во-первых, потому что иначе нет толку проходить тест, а во-вторых, потому что на самом деле нет чисто отрицательных черт характера, есть только склонности в сторону того или другого полюса (системность-творчество, коммуникация-независимость и т.д.), а это в свою очередь значит, что бестолковых людей попросту не существует - и это подтвердит Вам любой психолог или педагог. Есть только люди, которые делают не то, что хотят и умеют на самом деле.

Смартия - профориентация в рамках перспективных сфер

Сайт:
Кол-во тестов: 3
Для кого : для тех, кто хочет работать в сферах Digital и PR
Дополнительные возможности: материалы для самообучения
Достоинства: отличная методика, профориентация на современном рынке, удобный интерфейс, приятный дизайн
Недостатки: узкая сфера возможных вариантов
Честно говоря, этот ресурс вначале нам показался настолько хорошим, что, казалось, продолжать список не нужно. Хороший дизайн, легкий язык, тонкая методика - что еще нужно? Но тут мы и попались: всё-таки данный ресурс, как бы он хорош ни был, рассчитан на определенную аудиторию, а именно - на тех, кто что-то уже умеет, но хотел бы научиться чему-то новому и определить свои перспективы. Причем основное внимание уделено именно сфере интернет-проектов и рекламы. Хотя, именно эта область на данный момент настолько перспективна и широка, что наверняка этот проект многим поможет разобраться в хитросплетениях рынка труда. Здесь описаны нужные профессионалу навыки, а также (что просто восхитительно) предоставлены прямые ссылки на качественную литературу по теме, плюс предоставлены советы для решения вечной проблемы самоорганизации и прокрастинации. Мечтаете в один прекрасный день запустить свой интернет-стартап или применить свои навыки в диджитал-агентстве? Тогда это сайт Вашей мечты. Если Вы пока даже не думали насчет интересующей сферы, то переходим к следующему пункту.

Учёба.ру - помощь в выборе направления новичкам


Сайт:
Кол-во тестов: 2
Для кого : для тех, кто только в начале пути и еще не определился
Дополнительные возможности: рекомендации по выбору университета или работодателя
Достоинства: широкий спектр возможных вариантов, актуальная информация по рынку труда и образования, нет регистрации, приятный дизайн
Недостатки: предсказуемые результаты
К огромному счастью современного выпускника школы, профориентационные тесты сегодня уже не представляют собой внушительные пачки листов, при заполнении которых респондент тратит час на ответы и еще час на расчет результата. Сегодня то же самое можно сделать в несколько щелков мыши, и через 30 минут алгоритм выдаст Вам подробнейший отчет - от Ваших скрытых талантов до рекомендаций по выбору профессии и по вузам, куда можно поступить. По крайней мере, именно так происходит профориентация на крупном и крайне полезном сайте Учёба.ру . Широкий спектр профессий - от госслужащего до модельера - описан очень наглядно: с актуальным уровнем зарплат, лучшими работодателями и рейтингом университетов в этой области. Помимо всего прочего на сайте есть полезные материалы по теме, написанные понятным и живым языком (что также можно сказать и о самом тесте). Этот вариант отлично подойдет тем, кто только планирует свое обучение. Для тех, кто постарше, этот тест может показаться несколько наивным, поэтому лучше обратить внимание на следующий вариант.

Гуманитарные технологии - тесты от ведущих академиков


Сайт:
Кол-во тестов: 13
Для кого : для выпускников школ и профессионалов в поиске повышения квалификации
Дополнительные возможности: рекомендации относительно вузов и работодателей, фактическая проверка способностей
Достоинства: актуальные методы на основе надежных исследований, подробный анализ личных качеств, большой выбор тестов для разной аудитории
Недостатки: неудобный интерфейс
На самом деле "Гуманитарные технологии" - это крупный центр тестирования, основанный в 1996 году на базе факультета психологии МГУ им. Ломоносова , одним словом, дело очень серьезное. В принципе большинство платных тестов, предлагаемых различными агентствами, тем или иным образом составлены при участии этого учреждения (например, тест на профориентацию на сайте hh.ru). Правда, если повнимательней изучить содержание официального сайта "Гуманитарных технологий", то вообще встает вопрос, зачем нужны платные варианты: там представлено больше десятка тестов, причем настолько подробных и профессиональных, что едва ли понадобится обращаться к иным источникам. В списке вопросов значится не только пресловутые "Нравится ли Вам...?", но также реальные тесты по оценке способностей к тем или иным предметам (например, в тесте "Гуманитарий или технарь?"). Список включает в себя тестирования как для школьников или студентов, так и для людей с опытом работы. Единственное, что плохо - это невыносимый интерфейс, из-за которого Вам придется шерстить весь сайт, чтобы найти что-то нужное.

Prevolio - классические тесты на профориентацию


Сайт:
Кол-во тестов: 5
Для кого : для тех, кто любит проходить долгие и подробные тесты
Дополнительные возможности: ссылки на обучающие материалы и специализированные курсы, трекинг прогресса
Достоинства: профориентация на современном рынке труда, удобный интерфейс
Недостатки: устаревшие варианты тестов, долгая регистрация
Еще один ресурс, который позволит Вам хорошо покопаться в себе и выяснить, чего же Вы на самом деле хотите. Здесь собраны наиболее распространенные тесты профориентации: по Л. Йовайши, по Е.А. Климову и по Дж. Холланду - именно эти варианты обычно попадаются на бескрайних просторах интернета в самом невообразимом виде, в то время как на этом сайте они оформлены в удобном интерактивном режиме. С одной стороны, эти тесты проверенны традицией и практикой, с другой стороны, наука не стоит на месте, и подобные методы довольно быстро устаревают. Тем не менее, свою главную функцию они выполняют - после мучительно проведенного получаса сайт выдаст Вам подробную характеристику - от склада ума и душевной организации до плана будущей карьеры. Кстати, на этом же сайте работает механизм, сходный с сайтом Смартия : здесь можно найти специализированные курсы и почитать хорошую литературу по теме, но поле интереса снова ограничено всё теми же IT и программированием. Еще нельзя не упомянуть назойливый интерфейс, который требует регистрации после прохождения одного теста и делает это очень медленно. Словом, если хотите воспользоваться сайтом во всей его полноте, выделите 10 минут на заполнение профиля.

Prof-test24.ru - быстрый тест с детализацией


Сайт:
Кол-во тестов: 1
Для кого : для тех, кто хочет персонализированных деталей и не хочет тратить время
Дополнительные возможности: детальный отчет (за дополнительную плату)
Достоинства: подробный анализ профессиональных качеств и склонностей, низкие цены
Недостатки: некачественная визуализация результатов в бесплатной версии, отсутствие советов по профессии
Говоря по факту, функция этого сайта откровенно коммерческая, но платным его можно назвать с очень большой натяжкой. Во-первых, потому что бесплатный тест пройти всё-таки можно, вот только результаты его будут до смешного поверхностны (перечисленные через запятую профессии). Во-вторых, потому что подробные результаты доступны за такую мизерную плату (20 рублей - расширенный, 90 рублей - полный доступ, эти цены открываются после прохождения бесплатного теста), что странно было бы его ставить наряду с другими сайтами, стоимость услуг которых как минимум в 25 раз больше. Сам тест очень понятный, не отнимает много времени, не грешит тавтологиями и банальными вопросами, порой заставляет пошевелить мозгами. Словом, отлично подойдет тем, что не любит заниматься самокопанием и хочет быстрого результата. Увы, здесь Вы не найдете советов по работодателям и вузам,но за этим можно всегда обратиться к вышеуказанным сайтам.

Результаты массовых опросов и индивидуальной работы с учащимися свидетельствует о том, что большинство школьников 7-11 классов испытывают затруднения и нуждаются в помощи при выборе профессии. Многие на момент окончания школы не имеют сформированного профессионального плана, у других профплан носит случайный, необоснованный характер. На чью же помощь могут рассчитывать наши дети в таком нелегком деле, как выбор профессии?

Разумеется на помощь сотрудников центров профориентации. Подобные центры профориентации возможно не пользуются массовым спросом, но тем не менее на протяжении многих лет помогают учащимся в профессиональном самоопределении. Однако обращение в Центр профориентации не стало привычным, традиционным, не всякий молодой человек найдет в себе силы обратиться к незнакомым людям, не каждому по душе доверительный разговор с профконсультантом. Вот почему подросткам не обойтись без помощи родителей. Родители, как никто другой, хорошо знают своих детей, обладают значительным жизненным опытом.

Какие же проблемы, трудности испытывают подростки в процессе профессионального становления, в какой конкретно помощи нуждаются?

Первая трудность – социальная незрелость подростков, неготовность к самостоятельному принятию решений. К сожалению, во многих случаях и семейное, и школьное воспитание не готовит к самостоятельному принятию ответственных решений. И такое важное, зачастую первое ответственное решение, как выбор профессии, ложится непосильным трудом на плечи подростка. Разные родители по-разному поступают в ситуации выбора их ребенком профессии. Одни решают сами, диктуют сыну или дочери определенные условия.

Другие отстраняются от помощи, предоставляя молодому человеку полную свободу выбора. Следует же не навязывать подростку готовых решений, а создать возможность позитивного выбора и проявления самостоятельности. В конфликтной ситуации родителям нужно вести себя спокойно, сдержанно, тактично и чутко. Даже если сам подросток ведет себя вызывающе, он ценит ваше уважительное отношение к нему.

Вторая трудность – незнание факторов, влияющих на выбор профессии. Какие же факторы следует учитывать молодому человеку, выбирающему профессию, и родителям, которые помогают ему в этом деле?
1. Первое на что следует обратить внимание – это состояние здоровья. Если вы знаете, что у вашего ребенка есть какие-то отклонения в состоянии здоровья, хронические заболевания, обязательно проконсультируйтесь с подростковым терапевтом, лечащим врачом, не будет ли это заболевание препятствовать в выборе той или иной профессии. Только врач может дать рекомендацию о соответствии состояния здоровья выбранной профессии.

2. Выбирая профессию, непременно следует учитывать интересы, склонности и способности вашего ребёнка.

3. Считается, что выбор профессии будет более обоснованным, если в его основе лежит интерес к содержанию профессии. В этом случае и профессиональные намерения более устойчивые, и профессиональное обучение идет быстрее и эффективнее. К сожалению, исследования ученых показали, что только 40% выпускников при выборе профессии интересуются ее содержанием.

Родители могут помочь сыну или дочери в формировании интересов и склонностей, в развитии способностей.
При этом следует руководствоваться следующими советами: не относитесь к занятиям своих детей свысока. Найдите время их выслушать, а лучше всего попробуйте лучше увлечься тем, что интересует ребят.

В общении на равных вы совершенно другими глазами увидите своего ребенка и его друзей. И поверьте, в совместных делах, в сотрудничестве при обсуждении и решении общих задач ваши знания, ваши компетентные советы более умелого и опытного человека будут приняты подростками с благодарностью. в подростковом возрасте неизбежна «разбросанность» интересов, т.к. это период интенсивных исканий, время самопроверки, самоутверждения, а нередко и конформизма, то есть я делаю то и интересуюсь тем, чтобы не отличаться от сверстников.

Будьте внимательны и чутки к отличным от ваших увлечениям и интересам детей, помогите им не обмануться, найти себя и свою профессию, даже если это и нарушит ваши планы. помните, что в старшем подростковом возрасте потребность в осмысленной деятельности, направленной на достижение социально значимого результата, становится, как правило, необходимостью. Не удовлетворяясь иллюзией труда и не находя реального дела ни в семье, ни в школе, подросток ищет его сам и, случается, находит его в антисоциальной плоскости.
4. Еще один важный фактор, который следует учитывать при выборе профессии – потребность экономики в кадрах. Необходимо знать, какие именно профессии являются в данный момент наиболее востребованными на рынке труда в вашем городе (районе), а какими профессиями рынок перенасыщен.

Необходимо помнить, что по данным статистики 70% профессий, востребованных на рынке труда – профессии материальной сферы.

Еще одна трудность , с которой сталкивается подросток в процессе выбора профессии – это неадекватный (завышенный или заниженный) уровень притязаний, основывающийся на неадекватном уровне самооценки, неправильном понимании своих способностей. В этом возрасте, как показывают исследования, только 10% старшеклассников могут правильно оценить себя. 90% нуждаются при этом в совете старших.

Самооценка и возможности – эти два фактора имеют самое большое значение в возникновении противоречий у подростка. Он часто выказывает такие притязания, которые сам не может реализовать. Хотя он и чувствует себя взрослым, но у него нет ни нужных знаний, ни навыков, ни умений, ни морального права на эти притязания, значит – нет и возможностей.

Если у подростка завышенные запросы, то перед родителями, педагогами открываются великолепные возможности снизить уровень притязаний или стимулировать их. В связи с этим мы приводим следующие полезные практические советы: несоразмеримые с возможностями запросы следует не осуждать или запрещать, а позволить ему столкнуться с реальностью, т.к. неудача автоматически снижает уровень притязаний всегда помнить, что их завышенный уровень – замечательный стимул для усвоения новых знаний, умений, навыков поощрять усвоение ребенком таких видов деятельности, которые необходимы для удовлетворения его конкретных запросов, а также стиль поведения, обеспечивающий в этом успех.

Исследования подтверждают, что главными регуляторами уровня притязаний являются в жизни успехи и неудачи. Поэтому не следует настойчиво отговаривать молодого человека от осуществления его намерений, нужно лишь четко определить запасной вариант профессионального плана на случай неудачи. В качестве резервного профессионального намерения может быть запланировано поступление в учреждения среднего или начального профессионального образования. Но запасной вариант нужно не только запланировать, но и просчитать: выяснить условия приема и обучения, сроки подачи документов, вступительных экзаменов, на общих основаниях или по направлениям осуществляется прием, возможно ли обучение на коммерческой основе и т.п.

Следующая сложность , с которой сталкивается подросток при выборе профессии – это свойственная подростковому возрасту высокая эмоциональность. Поэтому подростка зачастую привлекает внешняя сторона профессии, он выбирают романтические, необычные, особенные профессии, основываясь на каком-либо одном незначительном, но очень ярком привлекательном признаке.

Например, такие профессии, как модельер, стюардесса, следователь уголовного розыска, археолог, океанолог, геолог, переводчик. Для коррекции таких малообоснованных профессиональных планов необходимо подробно информировать подростка о содержании профессии, трудовых обязанностях, условиях, режиме труда и отдыха, способах получения профессии, потребности в кадрах.

И тут мы подходим еще к одной группе проблем , с которыми сталкиваются подростки в процессе профессионального самоопределения. Это отсутствие, стихийность или фрагментарность профинформации, неумение ее систематизировать. Подростки имеют недостаточное представление о мире профессий, их содержании и специфике, учебных заведениях, условиях приема в них, обучения.

Задача родителей – помочь детям овладеть такой информацией. Попробуйте вместе с вашим сыном или дочерью проанализировать содержание разных профессий. Начать можно с профессии матери, отца, ближайших родственников. При этом надо помнить, что нет плохих и хороших профессий. Плохими или хорошими они могут быть лишь в оценках разных людей. Часто люди дают положительную или отрицательную характеристику профессий с учетом собственного профессионального опыта: положительного или отрицательного.

Ваша задача – помочь детям оценивать различные профессии объективно, с учетом всех плюсов и минусов. Анализируя содержание профессий, следует помнить и о том, что каждую профессию надо рассматривать в единстве внешних и внутренних элементов. Внешнее – это то, что сразу бросается в глаза. Например, врач в белом халате в чистом светлом кабинете ведет прием больных, беседует с ними, осматривает, выслушивает, назначает лечение.

А что за этим? Высочайшая ответственность за жизнь и здоровье пациентов. Обширные знания, которые необходимо постоянно пополнять, совершенствовать, умение правильно сопоставлять эти знания с результатом осмотра, обследования, принимать самостоятельные ответственные решения, ставить диагноз. Высокая эмоциональная устойчивость, умение владеть собой, своим поведением, чувствами. Общительность, сопереживание, сочувствие по отношению к пациентам.

Еще одна трудность при выборе профессии – это низкая ориентация в образовательной сфере. Так, например, восьми- и девятиклассники не знают, чем отличается учреждения среднего профессионального образования от учреждений начального профессионального образования. Узнав, что при поступлении в учреждения среднего профессионального образования нужно сдавать экзамены, они бывают огорчены, это в корне меняет их планы.

Для подростка важно, прежде чем принять решение о выборе учебного заведения, понимать какие учебные заведения существуют сегодня на рынке образования, каковы их возможности, кого они готовят, какие аттестационные документы вручаются по окончании, каков их статус в образовательной среде, какова стоимость и продолжительность обучения и какие возможности откроются перед ним по окончании обучения.Родители призваны помочь детям не только познакомиться с миром профессий, но и получить исчерпывающую информацию об учебных заведениях.

Таким образом, подготовка к выбору профессии требует от подростка и его родителей немало усилий. Усилия нужно приложить для того хотя бы, чтобы прочесть книгу с описаниями профессий (такой профессиографической литературы много и в школьных, и в городских библиотеках). Еще больше труда потребуется, чтобы попробовать себя в каком-либо виде деятельности, совершить первую профессиональную пробу сил.

Это является наилучшим способом знакомства с будущей профессией. С вашей помощью сын или дочь могут устроиться на работу в период каникул. Итак, ваш ребенок стоит перед необходимостью важнейшего выбора – профессионального самоопределения. Разумеется, каждый сам кузнец своего счастья, только от него самого зависит успех или неудача в выборе профессии. Но готовность ребенка к этому решающему шагу зависит и от того, помогают ли ему родители или нет.

Позиция родителей очень важна, она должна быть мудрой, ответственной. В первую очередь следует руководствоваться принципом «Не навреди!». Сотрудники нашего Центра готовы помочь родителям в формировании профессиональных планов детей. Мы проводим индивидуальные консультации по выявлению интересов, склонностей, способностей учащихся, учитывая личностные особенности при выборе профессии.


Top