Мы против жестокости над детьми. Мы против насилия и жестокости! Специалисты утверждают, что физические наказания

Юлия Рылькова

Как бы печально это ни звучало, но жестокость родителей в отношении к детям – широко

распространенное явление. Около 14% всех детей периодически подвергаются жестокому

обращению в семье со стороны своих родителей, применяющих к ним физическую силу.

жестокости к детям". В нашем дошкольном учреждении прошли мероприятия в рамках

акции. Предлагаем Вашему вниманию некоторые материалы.

1. Оформление стендов в раздевалках.

«От улыбки станет всем светлей»

(II мл. группа. Стенд оформлен в виде цветочной поляны. На каждом цветке фото улыбающегося ребёнка группы.

«Поделись улыбкою своей» (I мл. группа).

Стенд оформлен из детских работ, выполненных в технике нетрадиционного рисования.

«Защитим права ребёнка» (средняя группа).

На детских ладошках родители ответили на вопрос: «Что для Вас является самым главным для предотвращения жестокости?»



«Мы против жестокости» (старшая группа).

Стенд оформлен совместно с родителями. На нём размещены плакаты с высказываниями и рисунками, против насилия над детьми.


2. Акции.

"Дерево добра».

На лестничной площадке было установлено дерево. Рядом коробочки с лентами. Родителям предлагали завязать ленточку, соответствующую их представлению о наказании. В день проведения родительского собрания "Дерево добра" переставили в зал.



«Путь к сердцу ребёнка» .

Педагоги предлагали родителям сделать несколько шагов к сердцу малыша:

1. Обнять и поцеловать ребёнка.

2. На сердечке написать пожелание ребёнку на день и отпустить сердечко в «Сундучок золотых слов»

Вечером дети подарили родителям аппликации в виде сердечка с наклейкой «Детство без жестокости и слёз».




«Телефон доверия» .

На родительском собрании дети старшей группы подарили родителям "Телефоны доверия".

Памятка родителям о недопущении жестокого обращения и насилия в отношении детей в семье

Прежде чем применить физическое наказание к ребенку,

ОСТАНОВИТЕСЬ!

НАСИЛИЕ - это воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле).

P.S. Насилие не зависит от образования, социального статуса и доходов родителей.

ВИДЫ НАСИЛИЯ:

ФИЗИЧЕСКОЕ - нанесение травм ребенку при избиении, или при ранении другими способами.

МОРАЛЬНОЕ - унижение достоинства ребенка, словесное оскорбление, брань, угрозы в его адрес, демонстрация неприязни к нему, а также унижение, в сравнении с другими детьми.

ПСИХИЧЕСКОЕ - воздействие на психику ребенка, путем запугивания, угроз с целью сломать волю ребенка к сопротивлению, к отстаиванию своих прав.

СЕКСУАЛЬНОЕ - использование детей в прямых сексуальных контактах или вовлечение их в действия, при которых насильник получает сексуальную стимуляцию или удовлетворение.

ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЕНКА - родители или замещающие их лица не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психологическому или физическому здоровью ребенка. Выделяют также пренебрежение медицинской помощью - несогласие на вакцинацию и иммунизацию.

В жизни дети обычно переживают одновременно несколько его видов.

Специалисты утверждают, что физические наказания:

1.Преподают ребенку урок насилия.

2.Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок — что он любим.

3.В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

4.Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.

5.Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только много позже.

6.Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

Какой урок из этого выносит ребенок?

1.Ребенок не заслуживает уважения.

2.Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно научает ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).

3.Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно для иммунной системы).

4.Насилие — это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).

5.Отрицание чувств — нормальное здоровое явление

6.От взрослых нет защиты.

Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?

1.Насмешками над слабыми и беззащитными.

2.Драками.

3.Унижением девочек, символизирующих мать.

4.Плохим отношением к воспитателю.

5.Выбором видео и игр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева

СТРАТЕГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

1. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.

2. ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗАЩИТНИК СВОЕМУ РЕБЕНКУ, ТО КТО ЖЕ ВЫ? Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насильственных действиях с его стороны: драках, уничтожении имущества, жестокости и даже самоуничтожении.

3. ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах — это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.

4.НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать » Я горжусь тобой!»

5. Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем — ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики.

ГОРДИТЕСЬ СВОИМ РЕШЕНИЕМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОМОЩЬЮ. ЭТО ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ, НО ОНО ОТРАЖАЕТ ВАШУ ЗРЕЛОСТЬ. ЭТО ПОМОЖЕТ ПРЕДУПРЕДИТЬ НАСИЛИЕ. ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА.

Успешное формирование личности ребёнка, его полноценное развитие во многом зависят от различных факторов, но влияние семьи на человека любого возраста несравнимо по своему значению ни с чем больше . Влияние семьи проявляется в создании и поддержании определённых условий, которые способствуют оптимальному развитию ребёнка в современном обществе. Именно в семье происходят становление и развитие личности человека: закладываются необходимые умения и навыки, формируется характер, приобретается опыт общения с другими людьми.

Влияние родителей на развитие ребёнка огромно. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. В целом современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума пренебрежением родительскими обязанностями. Особенно тревожным моментом является частое проявление жестокости в семье, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребёнка, его благополучию .

Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В белорусском законодательстве насилие рассматривается как весьма сложное явление, хотя в уголовном праве республики выделяется только два вида насилия: физическое и психическое. Но далее психическое насилие дифференцируется на угрозу: убийством, причинением телесного повреждения, уничтожением или повреждением имущества. Каждый из названных видов по интенсивности подразделяется на опасное и не опасное для жизни и здоровья человека. Кроме того, проявления жестокости могут быть преднамеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными, выражаться в совершении активных действий и в бездействии. Последнее в отношении ребенка признается противоправным только в тех случаях, когда на допустившего бездействие обязанность действовать возложена законом, например, при уклонении от исполнения родительских обязанностей или от уплаты алиментов.

За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права. Одним из обязательных условий юридической ответственности выступает вина, наличие или отсутствие которой является определяющим при выборе санкций, например, в семейном праве. Так, если законные представители ребенка виновны в неисполнении своих обязанностей, к ним может быть применена мера ответственности в виде лишения родительских прав. Если те же действия они совершили из-за душевного заболевания, то к ним применяется мера защиты, т.е. отобрание детей без лишения родительских прав. Кроме того, при назначении наказания учитывается характер и последствия нарушений прав детей, наличие или отсутствие специальных обязанностей в отношении несовершеннолетнего, причины и мотивы действий взрослых, системность и пр.

Конкретно право детей на защиту своих законных интересов и личности от любых видов эксплуатации и насилия закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка, Законе РБ "О правах ребенка", Кодеке РБ о браке и семье, Уголовном кодексе и других нормативных правовых актах следующим образом.

1 слайд

2 слайд

Верю я, придет пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Б. Пастернак. Я счастлив счастием мне чуждым И грустен горестью чужой; Чужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой. И.Суриков

3 слайд

4 слайд

Лучше муки терпеть – чем их причинять. Глупость – мать жестокости. Более жесток тот – к кому проявлялась наибольшая жестокость. Жестокость – сестра трусости. Чем жестокость умней – тем опасней. Жестокость – слабость. Жестоки злые люди. Жестокость способна искоренить доброта.

5 слайд

Жалость – унижает и расслабляет. Сочувствие – поддерживает. Жалость – пародия на любовь. Человек не должен никогда никого жалеть – а сочувствовать обязан. Сострадание отличается от сочувствия тем, что человек не просто сочувствует а, проникнувшись до глубины души горем другого, тоже испытывает страдание. Сострадание – открывают душу человека. Душу утешает – доброе слово. Сострадание – механизм сохранения рода человеческого

6 слайд

Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия. Милосердие – главный хранитель мира. Милосердный – к Богу ближе всех. Милосердие не есть глупость невидящая недостатков людей, а есть мудрость их не замечающая. Милосердие – дорога в бессмертие. Истинное милосердие действует без оглядки. Любовь – мать милосердия. Доброжелательность – душевный бальзам.

7 слайд

Истинная доброта от любви. Доброта – сестра нравственности. Настоящая доброта не может быть с выгодой или напоказ. Доброта – основа положительных качеств человека. п Доброта – одно из главных качеств, без которого человек не может состояться как личность, занять должное положение в обществе и быть уважаемым. Доброта делает глупость терпимей. Не успеет, доброта появится, как наглость ее уже погоняет. Дети рождаются добрыми. Доброта постоянное состояние человека, злоба – приходящее. Дающий получает большее удовольствие, чем берущий.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Ездочное Чернянского района Белгородской области»

Классный час «Мир против насилия и жестокости над детьми»

Подготовила и провела

Классный руководитель

8 класса

Косова Т.В.

Ездочное 2016

Цель:

    воспитание доброго отношения друг к другу, милосердия, сострадания, доброжелательности;

    помочь взрослеющему человеку сформировать активную жизненную позицию, основанную на уважении себя как личности и уважении окружающих людей.

Задачи:

    Закрепить понятия «толерантность», «толерантная личность».

    Развить у учащихся черты характера, присущие толерантной личности.

    Воспитать чувство ответственности за свои поступки.

Эпиграф к классному часу:

Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Б. Пастернак.

Я счастлив счастием мне чуждым
И грустен горестью чужой;
Чужим несчастиям и нуждам
Готов помочь я всей душой.

Суриков.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя:

В нашей жизни, прекрасной, и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной
призадуматься, право, пора.

Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.

Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.

Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить засучив рукава.

(Булат Окуджава. Избранное. Стихотворения. «Московский Рабочий», 1989.)

Учитель: Вот и мы сегодня призадумаемся: что же сегодня происходит между людьми...

Жизнь – сложная штука, где хитро перемешаны добро и зло, честь и предательство, гуманность и жестокость, насилие и любовь. Сегодня мы постараемся наметить ориентиры, которые помогут вам разграничивать данные понятия и выбрать правильную дорогу жизни.

    Обсуждение в группах вопроса: « Что такое насилие, жестокость? Приведите примеры из жизни»

    Работа в группах. Объяснить значение крылатых выражений.

«Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости» Сенека.

«Люди с сердцем безжалостным рады чужим несчастьям» Важа Пшавела

«Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя» Анахарсис Скифский

  1. Ответьте пожалуйста на вопрос: «Что такое насилие?»

(Учащиеся предлагают свои варианты).

Так вот ребята. На самом деле насилие делится на 6 форм, каждая из которых имеет свою характеристику, и свои меры наказания.

Итак, давайте прослушаем их (дети по очереди зачитывают виды насилия, предложенные им на карточках) . Идет обсуждение каждого вида насилия, приводятся примеры.

    Физическое

    Психическое

    Сексуальное

    Экономическое

    Эмоциональное

    Пренебрежение нуждами ребенка.

Итак давайте еще раз обобщим все формы насилия. (обобщение)

А теперь я вам предлагаю заполнить анкету:

    Ваш пол: мужской/женский.

    Возраст

    Допускал ли кто-нибудь по отношению к вам насилие, какое?

    Испытывали ли вы насилие по отношению к себе в школе от сверстников?

    Испытывали ли вы по отношению к себе насилие дома?

    Пытались ли вы защитить себя?

    Кому вы смогли рассказать о случившемся насилии над вами (друзьям, родителям, учителю, психологу, социальному педагогу, брату или сестре, милиции, никому)?

Обсуждение некоторых вопросов анкеты .

Ребята спасибо вам большое за ответы. Давайте продолжим беседу дальше. Существует два вида насилия: словесное (вербальное) и физическое (невербальное). (Объяснение названий)

Многие испытывали насилие над собой, но ведь никто этого не хочет. Так откуда же оно возникает, как вы думаете что движет в этот момент человеком? Рассуждения детей.

Сейчас мы с вами разделимся на группы. Каждая группа получает свой вопрос для обсуждения. А потом мы вместе постараемся проанализировать этот вопрос.

Вопросы:

    Кто является жертвой насилия, а кто – свидетелем?

    Какие виды насилия вы видели, когда и где?

    К кому обращаться за помощью, если насилие произошло?

    Как можно предотвратить насилие?

Не думайте, что насилие можно совершать, не боясь быть наказанными. Наши законы нас охраняют. Я не случайно принесла с собой УК РФ. Это именно тот кодекс, который защищает нас от насилия. В уголовном кодексе есть законы, на основании, которых можно возбудить уголовное дело в отношении вашего обидчика. Статьи отвечающие за различные формы насилия (статьи 116, 119, 130, 129, 111, 112, 115 УК РФ).

Насилие в любой форме неприемлемо. Мы должны уважительно относится друг к другу, уметь контролировать свое поведение, думать о том, что мы говорим по отношению к окружающим. Чтобы быть защищенным от насилия и не оказаться самим по другую сторону закона.

Каждый человек не случаен, каждому из нас предначертано выполнить важную роль.

Как вы думаете, в чем ценность каждого человека в вашем классе?

Каждая группа получает 8 карточек с фамилиями учеников класса. Задание: напротив каждой фамилии написать ценность данного человека в жизни класса, каков его вклад.

    Работа в группах.

Упражнение «Живая цепочка».

- Вы сейчас проанализировали, что каждый человек ценен, без него нарушается гармония отношений и связей в классе. Давайте проверим это на практике. Вам необходимо продумать и составить живую цепочку из участников вашей группы. Важно, что бы длина цепочки была как можно больше. Посмотрим, какая группа справится с этим заданием дружнее и креативнее.

Рефлексия упражнения:

Что помогло вам выполнить данное задание?

Как вы думаете, если исключить одного человека из вашей команды, вы смогли бы победить?

Учитель. Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространённый – неуправляемый конфликт.

Вот в автобусе вам кто–то наступил на ногу и вы возмутились. «Вот нахал даже не извинился!». Теперь уже тот вынужден нападать: «Не нравится, на такси нужно ездить!» В результате дело может дойти до драки.

Другой вид конфликта – холодная напряжённость (внутренний конфликт).

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

Есть и третья разновидность – избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение. В чём же вред таких конфликтов?

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний.

В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты. Прежде всего, ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы - это фраза типа: «Да брось ты!», «Чего ты понимаешь!», «Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!»

Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т.д.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

Учитель. Энергия ненависти разрушительна. Исцеляет лишь энергия добра, прощения, любви. А зло имеет свойство бумерангом возвращаться к тому, кто его совершает. Если обида и злость лежит тяжестью в вашем сердце, есть такой способ. Нужно написать человеку, который вас обидел, 7 разных писем. Каждое письмо посвящено разным чувствам: гнев, обида, страх, сожаление, прощение, благодарность и любовь. Письма можно не отправлять. Главное – написать их именно в такой последовательности.

Мы с вами должны помнить:

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённой солнце достать

И подарить его людям.

    Правила гуманного отношения друг к другу .

Мы сегодня говорили о жестокости и насилии, которые существуют в нашей жизни. Мы говорили, о том, что они негативно влияют на отношения между людьми. Как вы думаете, что необходимо, чтобы каждый человек мог в полной мере себя проявить. Напишите, каких правил мы должны придерживаться, чтобы отношения у вас в классе были доброжелательными.

Группы записывают выработанные правила на ватман.

    Рефлексия урока:

Какие чувства вызвала у вас тема, которую мы сегодня обсуждали?

Как вы думаете, насколько эта тема актуальна для вас?

Учитель: Хочется закончить наш разговор стихотворением неизвестного нам автора Алексея Нескородова:

Красиво жить не запретишь,
И с Божьей помощью, быть может,
Ты где-то, в чем-то победишь,
Я знаю, Бог тебе поможет!

Поможет Он тебе любить,
Быть добрым, честным и бесстрашным,
Добро на всей земле дарить
И жить в гармонии в мире нашем!

Я знаю, много есть всего,
Чего бы ты хотел увидеть.
Я знаю, есть добро и зло,
Есть те, кого обидеть можно!

Есть те, кто обижал тебя,
Весь мир ты можешь упрекать.
Поверь, всем надо жить любя.
Поверь, надо уметь прощать!

Карточки

Физическое насилие – это когда бьют, толкают, таскают за волосы, раздают пинки и подзатыльники.

Психологическое насилие – это оказание давления, унижение, угроза, порча принадлежащих вещей.

Эмоциональное насилие – это грубые окрики, оскорбления, унижение чувства собственного достоинства, постоянная критика.

Экономическое насилие – это когда не дают денег, контролируют, сколько и куда потратил, лишают собственных денег, во всем ограничивают.

Сексуальное насилие – это изнасилование, принуждение к сексуальным отношениям, пошлые домогательства, вульгарные выражения.

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие заботы, ограничение в еде, лишение одежды, лишение медицинского ухода, лишение жилья.

Классный час "детство без насилия и жестокости" посвящен проявлению агрессивности в детской среде. Учащиеся в ходе беседы выявляют пути преодоления конфликтов, заполняют анкету, слушают стихи о жестокости и милосердии, знакомятся с телефоном доверия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Детство без жестокости и насилия»

Задачи : раскрыть значение понятий «насилие», «жестокость», воспитывать отрицательное отношение к проявлениям жестокости и насилия среди сверстников, умение противостоять им, развивать способность понимать и умение прощать другого человека, воспитывать нравственные качества и ценности.

Ход классного часа:

Жизнь - сложная штука, где хитро перемешаны добро и зло, честь и предательство, гуманность и жестокость, насилие и любовь. Сегодня мы постараемся наметить ориентиры, которые помогут вам разграничивать данные понятия и выбрать правильную дорогу в жизни.

Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Он шел по улице и тихо плакал...
Он шел по улице и тихо плакал.
Облезлый, одноухий, и с больною лапой.
Повисший хвост, несчастные глаза,
А в них жемчужинкой дрожит слеза.
Его никто вокруг не замечал,
А если и заметил, то ворчал,
А мог еще и палкой замахнуться.
Он убегал, когда мог увернуться.
Он с грустью думал:”Я такой урод.
Ну кто такого жить к себе возьмет».
Так шел он, шел по краешку дороги.
И вдруг перед собой увидел ноги.
Огромные такие две ноги,
Обутые в большие сапоги.
В смертельном страхе он закрыл глаза
А человек нагнулся и сказал:
«Красавец-то, какой!
А ухо! Взгляд! Пойдешь со мной?
Я буду очень рад.
Принцессу и дворец не обещаю,
А молочком с сосиской угощаю».
Нагнулся, протянул к нему ладошку.
Он первый раз держал в ладошках кошку.
Взглянул на небо, думал, дождь закапал.
А это кот в руках от счастья плакал.

Каких людей в этом стихотворении можно назвать жестокими? В чем проявляется жестокость?

(ответы детей)

Сострадание к животным, так тесно связано c добротою характера, что можно c уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток c животными. Всякий жестокий человек есть человек слабый, бессильный и больнoй. Сильный человек ecть человек дарящий, помогающий, освобождающий, любящий… (Н. Бердяев)

Если человек безжалостно истребляет животных, ломает ветви деревьев, стреляет птиц, как можно охарактеризовать его поступки?

Дайте определение понятию «жестокость».

(ответы детей)

ЖЕСТОКОСТЬ - безжалостность, беспощадность, бесчеловечность.

Каждому нормальному человеку хочется, чтобы его окружали добрые, уважающие его люди, чтобы не надо было бояться выйти на улицу поздно вечером, чтобы не надо было запирать свой дом на крепкие замки, чтобы, встретив на улице незнакомого человека, не бояться, что он тебе может сделать что-то плохое. Hо жестокость все-таки существует.

В настоящее время часто можно видеть отчужденность людей, потерю сердечной связи, взаимного доверия и искренности, доброжелательности. Даже среди членов одной семьи заметны желания отъединиться, наблюдается равнодушие друг к другу. Действительно, ведь настроение человека может меняться. Иногда мы видим спокойствие на лицах родных, а иногда слезы, раздражение и даже злость. Одной из причин плохого настроения людей могут ссоры, конфликты.

Ребята, назовите возможные причины конфликтов, ссор: между двумя или несколькими детьми, между взрослым и ребенком, между народами, странами.

(дети приводят примеры из собственной жизни, литературы, художественных фильмов, телепередач)

Давайте попробуем разобраться, как нужно поступать правильно, а как неправильно. Я предлагаю вам бытовые ситуации, а вы два способа поведения – правильного и неправильного.

1 ситуация: Когда кто-то тебя нечаянно толкнул…

2 ситуация: Когда кто-то тебя обозвал…

3 ситуация: Когда дети спорят из-за одной игрушки…

Видите, что такие ситуации не всегда могут закончиться спокойно, мирно. Иногда бывает конфликт. Он может быть таким маленьким, как спор, или же таким большим, как война. В конфликте всегда кто-то «берет верх», а кто-то проигрывает, но каждый участник ссоры считает себя правым и не хочет уступать другому. Так люди в гневе не только портят настроение друг другу, но и могут нанести травмы, причинить боль. Возникает агрессивное поведение.

Скажите, что такое агрессивное поведение? Могут ли быть агрессивными дети, взрослые?

(ответы детей)

Агрессивное поведение – это взаимодействие, в ходе которого одним человеком умышленно наносится вред (физический или психический) другому. Различают прямую и косвенную агрессию. К прямой агрессии относят словесную – когда насмешничают, обзывают, сквернословят; материальную – когда вымогают деньги или другие вещи, портят личное имущество; физическую – когда дерутся, толкаются, дергают за волосы. К косвенной агрессии относят игнорирование – непринятие в игры, разговоры. Скажите, вы в своей жизни сталкивались с чем-то подобным?

(ответы детей)

Представьте себе, что вы постоянно становитесь объектом агрессии. В чем причина этого? Что нужно делать, чтобы не стать объектом агрессивного поведения?

(ответы детей)

Часто безобидные шутки, игры тоже перерастают в агрессию, почему? Как отличить игру от агрессивного поведения?

(ответы детей)

Часто детям бывает очень страшно рассказать родителям о том, что их обижают в школе или на улице. Они боятся того, что отношение к ним со стороны одноклассников станет еще хуже и поэтому молчат. А бывает наоборот, ребенка обижают родители – наказывают за плохие отметки, бьют, обзывают. Но безвыходных ситуаций не бывает. Помните, что есть телефон доверия, на который вы сможете бесплатно и анонимно позвонить и рассказать о том, что происходит у вас в жизни. Этот телефон легко запомнить – 8-800-2000-122. Вас выслушают, дадут совет, помогут в трудной ситуации.

Случалось ли вам проявлять в жизни жестокость? Что вы при этом чувствовали?

Можно ли помочь человеку избавиться от жестокости? Как?

Сейчас я прошу вас заполнить анкету и высказать свое мнение по каждому вопросу.

Анкета

  1. Есть ли у нас в классе ребята, которые обижают, дразнят одноклассников или ребят из других классов?
  1. Дружишь ли ты с ребятами, которых обижают?
  1. Как к ним относятся другие ребята?
  1. За что чаще всего дразнят, обижают?
  1. Обижали ли тебя когда – нибудь одноклассники, друзья?
  1. Что ты чувствовал при этом?
  1. Когда другие обижают кого-нибудь в твоем присутствии, что делаешь ты?
  1. Что чаще всего делает тот, кого обижают?
  1. Помогает ли это остановить обидчиков?
  1. Можете ли вы без посторонней помощи остановить обидчиков?
  1. Если нет, то кто мог бы вам помочь?
  1. Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе?

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что окажетесь не в состоянии совершить дурной поступок.

(Конфуций)

Обсуждение крылатых выражений:

«Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости»

(Сенека)

«Люди с сердцем безжалостным рады чужим несчастьям»

Важа Пшавела

«Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя»

Анахарсис Скифский

В жизни не бывает идеальных людей. В каждом из нас есть светлая сторона - добро и темная сторона - зло. «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» - это слова Льва Николаевича Толстого

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с кем мы общаемся, это и будет проявление доброты.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и миром.

Мы очень разные, но мы вместе. Мы живем в одном мире, в одной стране. Ребята, никогда не оценивайте людей, а цените их! Очень хотелось, чтобы вы никогда об этом не забывали. Вся наша жизнь протекает через сердце. Сердце бывает разным: добрым, жестоким, счастливым… Когда человек добрый - это можно узнать по его глазам. Если глаза у этого человека добрые, то и дела у него тоже добрые. А злое сердце - это зависть, недоброжелательность, желчь, которая съедает самого человека.

Пусть твое сердце наполняют дружба, доброта, нежность, милосердие, любовь, искренность, душевность и терпение. Вот такое сердце должен иметь каждый из нас и тогда мы все будем жить в мире и согласии.

Милосердие в моем понимании –
Это ласка, любовь, сострадание.
Это - маме усталой помочь
Это - бабушку навестить.
И обиду свою превозмочь,
И того, кто обидел - простить.
Это - птичек и кошек кормить.
И цветы на окне поливать.
Всё живое на свете любить,
И жалеть, и ценить, и прощать.

Ребята, что обозначает слово «милосердие» для вас.

А как вы понимаете слово «сочувствие»?

(Отзывчивое отношение к тому, у кого несчастье).

Пусть вам всегда сопутствуют:

со - страдание;

со - чувствие;

со - действие (участие в чьих-то делах, чтобы помочь, поддержать его);

со - знание (способность отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах);

со - единение (соединиться)

Что такое доброта

Отчего, скажи скорей,
Мир становится добрей?
Оттого, что кто-то счастлив,
От простого слова «Здравствуй!»
И от смеха малышей,
И от солнечных лучей,
От подснежников в лесу,
Что я маме принесу.
От березки под окном,
Что стучится веткой в дом.
От прохлады ручейка,
От цветного мотылька,
И от радуги над речкой,
И от дров, трещащих в печке,
Оттого, что рядом друг,
И от бабушкиных рук.
От снежинок на ресницах,
И от сказки, что нам снится.
И от запаха сирени,
И от соловьиной трели.
Мир загадочный, огромный,
Посмотри, какой он добрый.
Так давай и я и ты
Ему добавим доброты.



Top