Китай переводит транспорт на экологически чистое топливо — новости экологии на ECOportal
Китай вышел на финишную прямую по введению в массовую эксплуатацию водородного транспорта.
Иллюстрация: iStock.
В январе Китай успешно испытал самолет на водородном топливе. По словам летчиков, машина показала хорошую тягу и высокую маневренность. У четырехместного одномоторного самолета на водородном ходу на 40 процентов ниже уровень вибрации двигателя по сравнению с аналогичными моделями с обычными силовыми установками. В марте страна впервые включила развитие водородного транспорта в план работы правительства как "сектор, в котором КНР будет укреплять лидирующие позиции". В том же месяце в городе Чанша (пров. Хунань) появилась крупнейшая в стране водородная станция, которая производит две тысячи кубометров водорода в час и способна заправлять до 100 тяжелых грузовиков на водородных топливных элементах ежедневно. Тогда же в городе Чанчунь прошли успешные испытания водородных поездов для муниципального рельсового транспорта. Эти составы способны развивать скорость до 160 км/ч и покрывать расстояние до тысячи километров без дозаправки.
С июня КНР начала вводить в коммерческую эксплуатацию полностью автоматизированные станции заправки большегрузных товарных составов с локомотивами на водородном ходу. Роботы заправляют товарняк под завязку за полчаса. На этом топливе локомотив может преодолеть 800 километров. А шанхайские службы байк-шеринга в начале лета пополнили свой парк "водородными велосипедами", которые можно приводить в движение как по старинке, крутя педали, так и подключив встроенный в раму водородный топливный элемент.
Ситуацию обобщили в июне на Международном форуме транспортных средств на водородных топливных элементах. По словам профессора университета Цинхуа Оуяна Мингао, эксплуатация водородного транспорта будет стремительно набирать обороты уже в ближайшие годы. Он спрогнозировал: к концу нынешнего года на дорогах Китая будет насчитываться 10 тысяч транспортных средств на водородном ходу, к концу 2025-го — уже 50 тысяч, а к 2035-му — порядка миллиона. Более долгосрочный прогноз озвучили в корпорации Sinopec: к 2060 году потребление топливного водорода в КНР достигнет 86 миллионов тонн, объем рынка составит порядка 4,6 трлн юаней. При этом 93 процента топливного водорода будет производиться за счет возобновляющихся источников энергии.
Вместе с тем наблюдатели признают наличие нескольких сдерживающих факторов развития водородного транспорта. Во-первых, это географическая удаленность основных баз производства водорода от центров его потребления на транспорте. Основные центры производства водорода сегодня находятся на севере, западе и северо-западе КНР. Вместе с тем спрос на водородный транспорт высок на восточном побережье и в таких крупных городских кластерах, как Пекин — Тяньцзинь — провинция Хэбэй. Проблема решается строительством водородопроводов. Так, в прошлом году стартовало строительство первой подобной газотранспортной ветки от города Уланчаб во Внутренней Монголии до Пекина. Трубопровод протяженностью порядка 400 километров на первой стадии будет перекачивать 100 тысяч тонн водорода в год. В перспективе его мощность доведут до 500 тысяч тонн ежегодно. Самая же насущная задача — понизить стоимость водородного транспорта для повышения его конкурентоспособности. Прогресс в этом отношении налицо. Так, с 2020 по 2024 год инженерам удалось повысить расчетный срок службы водородных топливных элементов с 10 до 20 тысяч часов, при этом снизив их стоимость на 50 процентов.
Важнейшая из задач — снижение стоимости производства самого водорода. Сегодня экономически востребованным является лишь производство "серого водорода" из угля и газа. Этот технологический процесс малоинтересен с точки зрения достижения углеродной нейтральности. Поэтому ставка делается на производство "зеленого водорода", когда его получают путем расщепления воды с использованием "чистой" энергии с ГЭС, солнечных и ветряных электростанций. Сегодня такой процесс экономически невыгоден. В China International Capital Corp отмечают, что технология станет экономически востребованной, когда цена на энергию с ветряков и фотовольтажных станций сократится примерно на треть, ведь 70 процентов стоимости "зеленого водорода" составляет цена потребляемой в процессе его производства энергии. По прогнозу старшего аналитика CICC Цзэн Тао, цена электричества с ветряков опустится до требуемого уровня к 2030 году, а с солнечных электростанций — к 2040-му. Именно тогда наступит бум водородного транспорта. По словам экспертов, это будет прежде всего тяжелый транспорт для перевозки грузов и пассажиров на расстояния свыше 200 километров. В перевозках на меньшие дистанции и в легковом автотранспорте ставка делается на электромобили.
К углеродной нейтральности КНР рассчитывает прийти к 2060 году. Действительно, водородный транспорт — пожалуй, самый экологически чистый: его выхлоп представляет собой обычную воду. Однако есть и другая стратегическая причина: это повышение уровня национальной энергетической безопасности и снижение зависимости от поставок энергоносителей из-за рубежа. Сегодня Китай импортирует порядка 70 процентов потребляемой в стране нефти. Снижение зависимости национальных транспортных систем от ископаемого топлива за счет расширения доли транспорта на новых источниках энергии, несомненно, повысит уровень энергобезопасности в стране.
Источник: ecoportal.su